Что может быть сквернее и отвратительнее, чем невежество?
В творческом наследии выдающегося ученого и просветителя Каюма Насыри (1825-1902) особый интерес представляет «Фавакихель джулюса» («Плоды, фрукты для угощения собеседников»). Автор, творчески переработав шедевры восточной нравственно-этической прозы, создал новое произведение, в котором отразились базовые ценности и каноны Ислама. Каюм Насыри называл свое сочинение «прикладной философией».
Эта книга «Каюма-бабая», как и его знаменитые календари, была чрезвычайно популярна в старину в народной среде и не утратила своей актуальности в наши дни. Islam-today продолжает публикацию знаменитого сочинения просветителя и педагога.
Тем, кто преуспел в науках и учении, предписано обучать ближних, обогащать их знаниями и наставлять о необходимости повышать свой образовательный уровень. Для наглядности это можно проиллюстрировать на таком примере: одному человеку принесли в дар только что сорванные с дерева яблоки, и вот этот человек не ест сам и не позволяет делать этого окружающим. Известное дело, плоды через некоторое время гниют, приходят в совершенную негодность и их выбрасывают. Справедливо заметил один ‘алим: пищей для человека является еда и питье, а пищей для ума - знания и науки.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Моей умме грозят всего лишь две напасти: страсть к наживе и невежество».
Знания словно замок с секретом, а ключ к нему, помогающий открыть этот замок, заключен в вопросе, благодаря обсуждению и поиску ответа на него приоткрывается завеса и достигается истина. Кто с юных лет не познал вкус к знаниям и обучению, тот и в совершеннолетии не сможет достичь определенных вершин. Занятие науками в течение года предпочтительнее, чем совершение поклонения продолжительностью в два года. Нормы приличия связаны с приумножением знаний, плоды просвещенности выражаются в праведных деяниях. Самое превосходное, что даровано смертным на этом свете, - мудрость, а в мире ином – благость Творца».
Имам Халиль любил повторять: «С каким бы ученым мне не приходилось встречаться в жизни, я стремился заимствовать у него знания и делиться тем, чем обладал сам». Рассказывают, что имам Мазни при жизни вынужден был двадцать раз заменить книгу имама Сибавайха, так как его знаменитый труд от чтения и перелистывания приходил в совершенно растрепанный вид и негодность.
Когда у Платона спросили: «О, ваша светлость, как вам удалось достичь таких высот в науках?». Великий ученый задумался и ответил: «Если соизмерить то количество масла в лампе, которое я использовал во время учения, и меру выпитой воды за всю мою жизнь, то первое во много крат превзойдет второе».
Учение можно сравнить с высадкой фруктового древа. Поначалу это тяжкий и кропотливый труд, а по прошествии времени – благо, когда дерево созреет и начнет давать сладкие плоды.
Известно изречение Платона: «Ни мудрецы за счет своей мудрости, ни один из ученых мужей благодаря своим знаниям не достигнут уровня пророков. Я знаю, что ничего не знаю».
Известный древнеримский врач Гелен говорил: «До десятилетнего возраста я изучал математику у отца, а затем три года учил медицину». У Гелена поинтересовались о том, что предпочтительнее знания или материальное состояние. Он ответил, что знание. Тогда его собеседники задали ему вопрос: «Тогда почему же ученые идут на поклон к состоятельным людям, а не наоборот?». Гелен заключил: «Это происходит потому, что ученые мужи знают цену деньгам в отличие от богачей, которым неведома истинная ценность знаний».
Сахиль ибн Абдулла ат-Тастари сказал: «Никто не может уверовать во Всевышнего по причине своей дремучей невежественности. Однажды спросили у Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего):
- О, Мухаммад! Есть ли что на свете, что может быть сквернее, чем невежество?
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил:
- Есть!
- Скажи, что же это такое? - допытывались его собеседники.
Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) произнес:
- Незнание того, чего не знаешь. Иными словами, некто не ведает о том, что он не знает и не хочет знать, что он не обладает знаниями, а это еще хуже, чем невежество, это еще называют невежеством в квадрате».
Невежество - это такой конек, что оседлавший его всадник непременно окажется на земле. Кто вступает в беседу с невеждой, будет разочарован, ибо беседа с ним не принесет никаких результатов. Невежда стремится к приумножению своего состояния, а умный будет стараться достичь совершенства.