• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Четыре случая в обыденной жизни, когда надо спешить…

Время чтения: 4 мин
4484

«Фавакихель джулюса» («Плоды, фрукты для угощения собеседников») – одна из жемчужин творческого наследия выдающегося ученого и просветителя Каюма Насыри (1825-1902).  Автор, творчески переработав шедевры восточной нравственно-этической прозы, создал новое произведение, в котором отразились базовые ценности и каноны Ислама. Каюм Насыри называл свое сочинение «Прикладной философией».
Эта книга «Каюма-бабая», как и его знаменитые календари, была чрезвычайно популярна в старину и не утратила своей актуальности в наши дни. Islam-today продолжает публикацию знаменитого сочинения просветителя и педагога.

Магаз ибн Джабаль поведал, как Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Знания и опыт будут сторониться глупца подобно тому, как ученый стремится избежать невежества. Нет средства против жажды стяжательства, как нет лекаря против хвори, которая именуется тупостью». Ученому слово добавляет мудрости, и, напротив, в ответ глупцу может быть только молчание.

Аристотель любил повторять: «Ученый обогащает знаниями своего коллегу, а невежда не способен просветить себе подобного, и уж тем более мудреца. Пример тому: ровное бревно при постройке дома плотно прилегает к другому бревну, чего не скажешь об искривленном бревне».

Известно изречение Платона: «Я испытываю чрезмерную тревогу и волнение в трех случаях, а именно: когда задумываюсь о судьбе богача в одночасье превратившегося в нищего; человека, находившегося на вершине славы и низвергнутого в силу обстоятельств с пьедестала; мудреца, вынужденного коротать время в беседе с круглым глупцом».

Аристотель как бы дополняет картину: «Невежда сам себе враг, он никогда не будет дружен с человеком, который умнее и благороднее его».

  Невежда идет на низость, так как не способен к благому. Глупец делает это по той простой причине, что получает наслаждение от этого и приходит в замешательство, когда дела его принимают положительный оборот.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что во всем: и в Шариате, и в мирских заботах - необходимо стремиться к совершенству. Это относится к исполнению религиозных обрядов в повседневной жизни. Совершаешь ли намаз, читаешь ли ду’а - необходимо делать это, не упуская, как говорится, ни единой точки или запятой. По опыту мы знаем, как важно все четко соизмерять и подгонять при работе. Взять, к примеру, труд столяра, решившего создать телегу. Если ему не удастся точно подогнать отдельные детали конструкции, чтобы и колеса, и оглобли, и все остальное взаимодействовало между собой, то в дальнейшем во время эксплуатации телеги ему ежедневно пришлось бы массу времени уделять ремонту телеги. Точно так  же, когда собрался совершить намаз, читаешь кираат, исполняешь руку’ или земной поклон Всевышнему, независимо от того, совершаешь ли намаз в одиночестве или в обществе своих единоверцев, необходимо строго придерживаться тех норм и требований, которые предписаны по канонам Шариата. Именно это имеется в виду, когда говорят о совершении деяний в соответствии с уровнем образованности. Впрочем, сам посуди: ведь в повседневной жизни ты следуешь четким правилам и нормам. К примеру, весь день ты торговал в своем магазине, а в конце рабочего дня приводишь все в порядок, прибираешься, выходишь из помещения, плотно прикрываешь дверь, вставляешь ключ в замок и закрываешь его, удостоверившись при этом - надежно запирается ли он. Точно так и наш намаз, и иные ритуалы, которые предписаны нам Аллахом Та’аля, при выполнеии которых необходимо быть в тысячу раз прилежнее и аккуратнее. Диву даешься, когда видишь, как наши некоторые единоверцы совершают намаз: часть из них не выполняет четко всех движений намаза, иные предваряют даже движения имама, а во время земного поклона напоминают курицу, клюющую зерно. Очевидно, что совершать намаз подобным образом недопустимо.

  Однажды некто попросил дать ему краткое описание основных отличительных черт глупца, и вот какие свойства назвали ему: глупец никогда не будет утруждать себя мыслями о том, каков будет итог его деятельности; он ни на йоту не откажется от своих взглядов; не последует совету ближнего; будет утверждать, что знает все о том, в чем ничего не смыслит; не будет стремиться к приумножению своих знаний; придет в негодование, когда начнешь его поучать; будет посвящать в свои сердечные тайны всех; ему нипочем правила и нормы приличия; будет встревать в разговор посторонних; не удосужится дослушать собеседника и прервет его своими досужими разговорами.

Известно, что костер, разгоревшийся с невероятной силой, быстро угаснет, а потому не торопись в делах. Древние египтяне утверждали: следует опасаться расторопности, по их мнению, спешка – источник разочарования. Всякое разочарование или досада являются следствием спешки и торопливости. Однако арабы призывали поторапливаться в четырех случаях: во время погребения покойника, при выдаче замуж девушки, во время угощения гостей и при совершении гусля.

Рассказывают притчу о том, как выдавали замуж девицу, которая отличалась своей неряшливостью и к тому же была немного туповата. Когда женишок вошел к ней, то увидел, что руки ее по локоть в тесте. Юноша был человек весьма опрятный  и смышленый. Он, желая, чтобы молодуха привела себя в порядок, пошел на хитрость - скорчил гримасу и пожаловался, что у него внезапно разболелся живот. Невеста засуетилась в растерянности, предлагая снадобье. Жених заметил ей, что его мать в таких случаях мыла начисто руки в воде и предлагала попить оную, что неизменно сказывалось на выздоровлении. Услышав это, девица бросилась исполнять, как сказал молодой человек. Однако он обнаружил, что на руках ее остаются следы от теста и произнес, что мать мыла руки не менее двух раз. И только после  этого он сказал с облегчением: «Слава Аллаху, колики миновали, теперь можно выплеснуть воду». Молодая жена даже не почувствовав подвоха, так и сделала.

О, сын мой! Ты многое узнал о невеждах и глупцах. Остерегайся их, так как и невежество, и глупость  не имеют ничего общего ни с канонами Шариата, ни со здравым смыслом.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle