• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

"Наш проповедник": на грани журналистики и идеологии

Время чтения: 4 мин
4669

Каким должен быть настоящий проповедник? Насколько религию, которая должна быть чиста от всяких склок и перипетий, насильно втаскивают в политику, играя на чувствах верующих людей, затмевая их разум? И как порой важна тщательная работа, полная самоотдача со стороны лиц духовных. О том, как тонка сегодня эта грань – грань между духовностью и навязанной идеологией. Фильм-открытие Казанского международного фестиваля мусульманского кино поднимает эти и многие другие вопросы.

Замкнул череду пресс-показов для журналистов фильм египетского режиссера Магди Ахмеда Али «Наш проповедник». Режиссер Магди Ахмед Али родился в 1952 году в Египте. Он получил образование фармацевта, затем учился режиссерскому мастерству в Высшей школе кинематографа.

Был ассистентом видных режиссеров, а в 1996 году снял свой первый фильм «Моя жизнь, моя любовь». Затем последовали такие фильмы как «Герой» (с Ахмедом Закки в главной роли), «Девичьи секреты», «Рецепт Фаузии», «Птицы Рая» (с Фатхи Абд Аль Вахаб в главной роли), телевизионные сериалы «Фриска» и «Королевство гор». Фильм «Наш проповедник» снят в 2016 году.

«Христианство стало политикой, когда вышло из Иерусалима, Ислам стал политикой, когда умер Пророк (мир ему и благословение Всевышнего)» - заявляет шейх Хатем в картине «Наш проповедник», и автор каждым последующим действием, каждый сказанным героем словом подтверждает этот тезис.

«Наш проповедник» - это драма о мусульманском проповеднике, который оказывается в сетях взаимодействия политики и религии. Шейх Хатем ведет молитвы в государственной мечети, вследствие чего он становится популярной звездой телевидения. Он дает фетвы, которые идут вразрез с традиционной религиозной риторикой, у него появляются миллионы поклонников. К нему выстраиваются в очередь, чтобы получить консультацию, успокоить свою душу. Шейха Хатема приглашают на званные ужины, сыграть в футбол с влиятельными людьми.

Зная способность проповедника нести Божье слово доступно и так, чтобы молодежь внимала его словам, к нему за помощью обращается важный человек. Он просит вернут молодого Хассана в лоно Ислама, поскольку тот решил принять христианство. Стоит отметить, что в беседах с молодым человеком проповедник старается донести до него Истину с большой буквы, заставить юношу думать, изучать духовные пути со всех сторон, а не следовать информации, полученной на непроверенных интернет-сайтах.

С этого момента и начинаются проблемы не только у самого Шейха Хатема, но и у его друзей, семьи. Близкого друга египетского проповедника начинают "подпирать" со всех сторон. В мечети, где работает шейх, начинают меняться порядки и приходить довольно жесткий, категоричный проповедник.

С появлением Хассана в картине жизненный путь шейха Хатема начинает резко идти под откос: к нему посылают юную девушку, которая под видом набожной мусульманки пытается сбить проповедника с пути истинного, сначала задавая ему неоднозначные вопросы, а потом и вовсе пытаясь пробудить самые низменные человеческие качества. Нужно отдать должное нравственной и духовной стойкости шейха, который верен не только своей религии и заветам Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), но и своей семье – жене и ребенку, который по случайному стечению обстоятельств находится в коме долгое время).

Однако несмотря на жесткий выбор, поставленный перед шейхом властными структурами – либо ты с нами, либо ты на обочине (лишаешься работы, комфортной жизни) – проповедник делает единственно правильный выбор. В последней из цикла передач со своим участием шейх Хатем со слезами горечи и страдания на глазах комментирует кадры нападения мусульман друг на друга (а среди пострадавших его близкий друг и наставник).

«Не удивляйтесь, что нас называют террористами, когда мы сами воюем друг с другом, нападаем, убиваем наших братьев и сестер, обвиняя их в неверии и других грехах. Мне больно и стыдно видеть такое», - говорит шейх о кадрах, где с криками «Ислам» поджигают здание, внутри которого находятся мусульмане.

А молодой человек Хассан, желающий сменить имя, а с ней и религию, и во все оказывается террористом, который оставляет бомбу в коптской церкви, унесшей десятки тысяч жизней верующих. Трагическое событие, которое, к сожалению, в нашем современном мире перестало быть чем-то из ряда вон выходящим. Лишь такая человеческая жертва заставляет многих сановников и власть предержащих задуматься о том, какой дорогой ценой обходится политика.

Одними из последних слов из уст проповедника мечети звучат фразы о том, что вся эта игра на камеру не важна и не нужна. «Вы пришли сюда, потому что так надо? Или потому что Ваше сердце болит? Вы пришли выразить стандартные соболезнования? Или Ваше сердце разрывается от этой боли?»

Каждое сказанное им слово пронизано болью и стыдом за совершенные действия не только рядовых верующих, но и тех, кто находится у власти. Стыд шейха от всех этих событий сквозит не только в каждом слово, но и в его взгляде, в движениях руках, в катящихся по щекам слезах.

Но режиссер не мог закончить столь шокирующую, раскрывающую глаза, заставляющую вернуться к человечности, доброте картину слезами горя. Последние кадры – шейх Хатем и счастливый отец в аэропорту встречает своего очнувшегося от комы сына и любимую жену.

По словам Миляуши Айтугановой, египетская картина рассказывает о том, как религия вольно или невольно попадает в проблемы социума и власти.

- Такая история – на грани журналистики и идеологии, на грани духовности и журналистики.

Качество истории подкрепляется добротной режиссерской и операторской и актерской работой. У современной, далекой от сентиментальности и наивности, истории при этом добрый финал, который тронет даже самого искушенного зрителя.

Напомним, показ картины планируется 5 сентября в формате open air на территории Казанского Кремля, если позволит погода.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Социальные комментарии Cackle