• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Казанские исламоведы призвали услышать их голос

Время чтения: 5 мин
2733

Сегодня в стенах Института Международных Отношений Истории и Востоковедения (ИМОИиВ) Казанского Федерального Университета (КФУ) прошел семинар, посвященный обсуждению Концепции развития исламского и исламоведческого образования. Участвовали в семинаре исламоведы, директора медресе Республики Татарстан, журналисты ряда республиканских СМИ. Позднее в информационном агентстве «Татар-информ» состоялась презентация образовательных стандартов среднего профессионального религиозного образования (ОССПРО)». 

Поводом для самого семинара послужила разработка федеральной образовательной программы для исламских учебных заведений, которую ведут ведущие вузы Москвы и Петербурга. Такая методика построения образовательной программы в отрыве от специалистов из мусульманских регионов была серьезно раскритикована участниками семинара.

Как подчеркнул директор ИМОИиВ КФУ Р.Р. Хайретдинов, главная цель таких совещаний – донести свою концепцию до разработчиков программы по развитию исламского образования в России. Продолжая сказанное относительно презентации новой программы, специально разработанной для мусульманских медресе, он заметил, что на сегодняшний день существует несколько подходов относительно будущей концепции. «Это только один вариант, у нас несколько иной взгляд на вопросы затронутые в этой программе», – сказал он.

Само совещание, планировавшееся в форме теоретических обсуждений, в итоге превратилось в обсуждение насущных проблем исламского образования в России и Татарстане. Директора республиканских медресе рассказали о серьезных проблемах, с которыми они сталкиваются на сегодняшний день, попутно поблагодарив организаторов данного совещания за возможность донести свое видение затронутых здесь проблем.

Входе разговора между участниками совещания Р. Хайретдинов поведал собравшимся удручающую статистику относительно выделенных федеральным министерством образования РФ квот на подготовку специалистов по исламоведению в московских и петербургских вузах. «Федеральными органами нашей республике на подготовку исламоведов было выделено несколько миллионов бюджетных средств на подготовку 10 бакалавров в институтах востоковедения в Московском и Санкт-Петербургском государственном университете.  В итоге в одном из вузов квоту мы закрыли по 5 бакалаврам, а в другом - по 6. То есть мы можем открыто признать – эта программа провалилась. Мы выступили за возвращение этих квот нам, в Казанский государственный университет, и постараемся исправить эту ситуацию. Федеральная программа предусматривает подготовку исламоведов высокой квалификации, но из-за перекладывания этой задачи на плечи столичных вузов качество их подготовки серьезно упало за последние годы. Многие, поступив на эти специальности, в последующем уходят в другие сферы».

В том же духе высказался и доктор исторических Айдар Ю. Хабутдинов, член Высшей аттестационной комиссии РФ, принимавший участие в обсуждении этой программы. «При разработке государственной концепции исламского образования предполагалось, что Санкт-Петербургский университет станет головной организацией. По результатам работы авторов этой программы, мы дали им понять, что эту концепцию мы не принимаем по целому ряду причин». Также А. Хабутдинов рассказал о тех проблемах, которые мешают признанию исламских высших учебных заведений академическим сообществом.

Ректор РИИ Р.М. Мухаметшин, открывая обсуждение, сказал, что «углубленное изучение ислама невозможно без мусульманского образования в целом». То есть специалист с чисто светским образованием не может быть квалифицированным исламоведом.

По словам ректора РИИ, «систему дореволюцинного мусульманского образования в Российской империи никто из специалистов толком не знает. С джадидистской системой обучения ситуация получше, но кадимистская концепция исламского образования вообще не изучена. Джадидизм был попыткой привнести светский (европейский) элемент в систему мусульманского образования. Тем не менее, и кадимизм нам очень важен в нынешней ситуации. По моему мнению, кадимисткую систему мы должны изучать, так как если современное мусульманское образование не будет включать в себя догматическо-кадимистской системы, то о полноценной мусульманской системе образования не может быть и речи. Это первый момент, который мы должны иметь ввиду в нашей работе», – подчеркнул он.

Для нас также важно знать системы современного мусульманского образования в мире. Совместно с КФУ мы в нашем институте начали изучение опыта университета «Аль-азхар» в Египте. С нового учебного года наша программа будет схожей с программой этого университета. Что мы можем брать за основу, какие программы? Я считаю, что светские вузы не должны писать концепции. В тоже время отсутствие мусульманского интеллигенции в нашей стране, способствует тому, что молодежь радикализируется. На Кавказе на сегодняшний день все-таки есть религиозные авторитеты, у нас же в Поволжье у татар нет крупнейших богословов, которые могли бы формировать представления молодежи. В этой связи нам очень важно подготовить своих исламоведов».

Позицию республиканских медресе по поднятым вопросам озвучили директора медресе «Ак мечеть» (Набережные Челны) Р. Шайхвалиев и «Фанис» (Уруссу) Марат Марданшин.

Марат Марданшин сказал, что они пока не готовы к новым образовательным стандартам.  От его имени поступило предложение отправлять преподавателей и директоров медресе в заграничные курсы вместо непосредственно самих имамов, которые ежегодно организует ДУМ РТ. Объяснил он это тем, что «на курсы повышения квалификации ездят в основном 5-7 % имамов, так как большинство людей не могут отрываться от своей основного вида деятельности». Это связано с тем, что в большей степени имамы мечетей, расположенных в селах и маленьких городах, для содержания себя вынуждены заниматься хозяйственной деятельностью или где-то работать, поэтому выезд на длительный срок за рубеж для них проблематичен.

В завершении обсуждения было принято решение, что отныне не только ведущие исламоведы, РИИ г. Казани, но и директора республиканских медресе Татарстана будут включены в рабочую группу по разработке концепции исламского образования. Их практический опыт очень важен для повышения реальной эффективности образовательных программ.

Ильнар Гарифуллин, Казань

Понравилась статья? делайте, пожалуйста, репост!

Социальные комментарии Cackle