В России / Татарстан

Г. Баруди:"Долг каждого – иметь независимые ни от кого взгляды, не лицемерить, беречь величие веры"

877

2017 год объявлен Духовным управлением мусульман Татарстана «Годом Галимджана Баруди». Islam-Today предлагает вспомнить жизненный путь и взгляды одного из известнейших татарских ученых и просветителей.

Видный общественно-политический деятель, богослов, выдающийся педагог-реформатор, просветитель, крупнейший представитель джадидского движения Галимджан Мухаммеджанович Галеев, больше известный под псевдонимом Галимджан ал-Баруди, родился в начале февраля 1857 года в деревне Малые Ковали Казанского уезда195 в семье известного купца, мецената и общественного деятеля, основателя медресе «Мухаммадия» Мухаммеджана Ибниаминовича Галеева (1832 – 1909).

Азы грамоты Г. Баруди получает от своей матери Фахренисы Хайбуллиной, которая обучала его азбуке.196 В мае 1862 года пятилетнего мальчика отдают учиться в медресе при 2-ой казанской мечети, известное под названиями «Приозёрное», «Касимия» и «Апанаевское». В этом медресе Г. Баруди прошёл ступени начальных, средних и старших классов, одновременно преподавал.

В сентябре 1875 года Галимджан со своим братом Газизджаном отправляется в Среднюю Азию в известное всему исламскому миру медресе «Мир-Араб» в г. Бухара. В своих воспоминаниях Баруди пишет об этом: «В 1875 году отправился в Бухару с целью совершенствования образования и в течение нескольких лет учёбы давал уроки. Среди светских наук изучал математику».

15 июня 1882 года братья Галеевы, окончив обучение, вернулись в родную Казань. С собой Г. Баруди привозит солидную библиотеку. По сведениям, приведённым в журнале «Заман», она весила 40 пудов (более 640 кг - прим.ред.) и стоила 5-6 тысяч рублей. В течение всей своей жизни Г. Баруди собирал полезные книги. К концу своей жизни он имел уникальную библиотеку, которую незадолго до своей смерти передал для организации общей исламской библиотеки. В документе о передаче, составленном Г. Баруди, говорится: «24 июля 1920 года передаю образующейся в городе Казани исламской библиотеке свою личную библиотеку, здание и хранящиеся в нём книги, кроме вакуфных».

Педагогическая деятельность Г. Баруди.

28 октября 1882 года Казанское губернское правление издало указ о назначении Галимджана Галеева вторым муллой при Каменной соборной мечети (Белая мечеть) на Среднеямской улице. Эту дату можно считать началом официальной педагогической деятельности Г. Баруди. Первое время Г. Баруди давал уроки при мечети, но совсем скоро он получил возможность организовать учебный процесс в собственном медресе.

В 1882 году отец ученого, Мухаммеджан Галлеев, финансировал постройку одноэтажного каменного здания под медресе, в котором уже в 1883 году Г. Баруди начал давать первые уроки. В официальных документах оно именовалось «Галеевским медресе», а среди людей оно было более известно как медресе «Мухаммадия» (вчесть основателя Мухаммеджана Галеева).

В 1886 году Г. Баруди направляется в священную Мекку для совершения паломничества. В своих воспоминаниях по этому поводу онзаписал: «В 1886 году совершил путешествие в Стамбул, Египет, Хиджаз, совершил хадж, вернулся, обогатившись познаниями в области религии и укрепившись в своих мыслях о реформах медресе. И в этом направлении я служил в мечети 25 лет».

Вернувшись в Казань, Г. Баруди начал постепенно заменять старый традиционный буквослагательный метод обучения на новый – звуковой. Параллельно с этим стали вноситься изменения в программу обучения, основной упор делался на осмысленное изучение религиозных дисциплин и преподавание предметов на татарском языке. В 1891 году вышли в свет несколько учебников по основам ислама: «Китаб-ас-салават» («Книга молитв»), «Бада ал-ма‘ариф» («Основы знаний»), букварь «Савад хан» («Букварь»), книга нравоучений «Сад пэнд» («Сто нравоучений») и др. Многие из его учебников впоследствии широко использовались для преподавания в других медресе и переиздавались большими тиражами десятки раз.

С 1891 года по 1899 год Г. Баруди удалось организовать новую систему начальной ступени образования «ибтидаи». Под руководством Г.Баруди уже к середине девяностых годов XIX века медресе “Мухаммадия” стало передовым и авторитетным учебным заведением г. Казани. К 1913 году в медресе «Мухаммадия» окончательно сформировалась система образования в средней ступени «санави» и высшей «галия».

Ученый считал знание самым важным достоинством, необходимым для того, чтобы сделать жизнь человека по-настоящему счастливой в обоих мирах. Осуждая невежество, он писал: «Любое деяние, совершенное без знания и хороших навыков, «будет пущено на ветер» или останется недоделанной жалкой работой.

Г. Баруди отдельно отмечал важность обучения детей с малых лет, делая особый акцент на осознанности обучении. Он писал: «Когда дети достигают возраста, пригодного к обучению, следует без промедления приступать к их просвещению. Нужно наставлять их в вопросах религии и нравственности, обучать их зикру и молитвам, дошедшим от пророка. Но особое внимание следует уделять пониманию этого ребёнком, ведь наука – это понимание и осознание. Даже если он читает мало, необходимо стремиться, чтобы он понимал. Следует остерегаться зубрежки и не обучать его большому количеству фраз, не разъясняя их смысла, такой метод вреден для здоровья ребёнка, развития его разума и приумножения знаний».

На своих уроках, в проповедях и статьях он страстно призывал мусульман не оставлять предписаний шариата и неукоснительно исполнять их на практике. Он писал в своём дневнике: «Вот моя цель и мои мысли: следует реформировать школы и медресе так, чтобы они стали ближе к религии и приносили пользу в реальной жизни. Нужно, чтобы и стар и млад, придерживаясь религии, всеми силами заботились о ней, помнили о нравственности. Религия – не наука, а практика, стремиться к которой – цель любой науки. Долг каждого – иметь свои, независимые ни от кого взгляды, не лицемерить, беречь величие веры. Но в каждом деле нужна постепенность, ведь человеку трудно отказаться от привычного».

Затрагивая женский вопрос, Г. Баруди говорит о важности религиозного обучения женщин и пересмотре позиции общества в вопросе посещения женщинами мечетей. Он призывает оставить традицию, заимствованную из Средней Азии, где женщинам запрещают ходить в мечети. Неследует препятствовать жещинам в их стремлении посещать мечети для совершения коллективных молитв и получения знаний. В статье «Намаз женщин в мечети» он пишет: «Если женщина придёт на коллективный намаз, увидит намаз, соответствующий сунне, услышит исполненное по всем правилам чтение Корана, искренне совершит намаз и обратится к Господу в особой возвышенной воздействующей атмосфере мечети, вдобавок добавит к этому прослушивание хорошей проповеди, и все это в наше время, когда распространены невежество и безнравственность, то, без сомнений, все это принесет множество благ. У них усилятся религиозные чувства, упрочится вера и нравственность».

Таким образом, Г. Баруди, подобно многим своим современникам, в религиозных вопросах стоял на передовых позициях. Он стремился избавить общество от предрассудков, служивших препятствием на пути развития современного ему мусульманского общества.

Islam-Today

Смотрите также:
Социальные комментарии Cackle
Home