Чем живет мусульманская молодежь?
Молодежь – это зеркало, в котором отражается социальная действительность, в которой она живет. Именно поэтому молодость – наиболее ценный возраст, который объективно влияет своими идеями и идеалами, взглядами и вкусами, ценностями и привычками, своей духовностью и культурой на идеи, взгляды, вкусы, ценности и привычки, духовность и нравственность всего общества.
Говоря о молодежи, мы должны упомянуть социальные, культурные, нравственные, мировоззренческие, идеологические, языковые, личностные и другие проблемы, которые ведут к усиленному поиску выхода из сложившейся ситуации. Усугубляют эти проблемы отсутствие религиозного образование (даже начального уровня), опыта, критического мышления, чувства рациональности, последовательности и терпения. Все это приводит к возникновению «бомбы замедленного действия».
Одним из аспектов жизнедеятельности любого общества является религиозная составляющая. Однако обладает ли современная молодежь достаточными знаниями об исламе? Ведь знание – это сила. А речь идет не только о получении специализированного образования, но и саморазвитие, изучение богатого богословского наследия татарского народа, обращение к языку, к истории своей нации.
Для большинства молодежи религиозная активность проявляется в стремлении жить по Заповедям Божьим и в посещении мечети. Однако параллельно с этим большая часть молодежи не читает религиозную литературу.
Радикализация молодежи, что является на сегодняшний день одной из самых опасных и острых проблем, проходит на фоне комплекса нерешенных социальных, культурных, ментальных и нравственных вопросов. Нельзя исключать и влияние глобализации (вызовы западной культуры потребления и прозападная идеология латентного атеизма), навязывание европейских псевдодемократических и либеральных ценностей, оторванных от традиций религии и духовенства.
Во всех обществах молодые люди решают проблему своих жизненных планов, проблему нравственного и духовного самоопределения – «каким быть?» Такие остро стоящие проблемы, как повышенная тяга к общению со сверстниками, чувство одиночества, самосовершенствование, профессиональное самоутверждение, общественная деятельность, духовное согласие в семье, ответственность перед обществом за свои деяния. Они рождают в душах молодых людей обостренное чувство социальной справедливости, социальной ущемленности, болезненности мироощущения, повышенную готовность к протесту, избыточную критичность, агрессивность.
В исламе молодежь формирует в себе способность верить, которая выражается в ценностях, таких как: верность долгу, слову, любви, народу, родине. Верность становится существенным качеством, характеризующим нравственную личность и ее линию поведения. Кроме того, молодежь в исламе формирует в себе способность надеяться, которая выражается в ценностях, таких как: убежденность в достижение торжества добра над злом, а справедливости – над несправедливостью; оптимизм выражается в способности человека к безграничному социальному развитию и духовно-нравственному совершенствованию.
Однако сфера жизнедеятельности религиозной мусульманской молодежи не заканчивается после их выхода за пределы медресе. Образование, спорт, досуг, семейная составляющая, само отношение молодого поколения к религии Ислам – это лишь малая часть интересов мусульманской молодежи.
Чем живет мусульманская молодежь? Какие у нее возникают проблемы, как она с ними борется? Как отмечают сами активные представители молодого поколения, одной из наиболее актуальных тем на сегодняшний день является нехватка квалифицированных волонтеров, которые могли бы не только помогать в организации значимых религиозных дат и проведении мусульманского досуга, но и выезжать в районы, где, оказывается, довольно остро стоит вопрос нехватки кадров.
- В ходе подготовки к очередному общественному мероприятию мы столкнулись с пониманием, что на сегодняшний день отсутствует единая волонтерская сеть мусульманского движения. Здесь также появляется проблема отсутствия квалифицированных кадров, которые смогли бы подготовить волонтеров. К тому же мы хотим не просто улучшить взаимоотношения между разными поколениями, но и развивать культурное просвещение населения, возродить исламское образование на высоком уровне.
Нельзя не отметить, что особое внимание уделяется образовательной сфере жизнедеятельности мусульманской молодежи. И речь не только и не столько о получении начального или высшего религиозного образования, сколько о всевозможных мероприятиях. Уже не один месяц отдел по работе с молодежью Духовного управления мусульман Республики Татарстан. Каждые две недели активные мусульмане и мусульманки собираются в стенах Галеевской мечети и обсуждают наиболее актуальные темы Ислама, волнующие умы молодежи и требующие досконального объяснения. Среди поднимаемых вопросов такие вопросы, как смешанный брак, отношение к музыке в исламе, может ли интернет заменить устаза, вакцинация – хорошо или плохо, женитьба, как стать успешным мусульманином/мусульманкой? Мусульманский дискуссионный клуб представляет собой площадку для обсуждения актуальных вопросов, в ходе которого участники могут не только обсудить наболевшие темы, но и прийти в ходе дискуссии к истине.
Еще одним из проектов по самореализации мусульманской молодежи является проведение в летний период уже традиционного Республиканского форума мусульманской молодежи. Впервые форум прошел в прошлом году. Тогда количество участников было 80 человек, а в этот раз их количество возросло до 120. Этот форум – это хорошая возможность не только провести бесценные дни на природе, увидеть заповедники и окунуться в традиции татарского народа, но и духовно насытиться, приобрести новые и укрепить старые связи, которые сформировались в течение всего года. Это площадка для встречи мусульманской молодежи с представителями уммы других регионов России. В программе есть квесты, командообразующие мероприятия, общение и всевозможные тренинги. Таким образом, участники посещают не только лекции, где получают бесценные знания, но и принимают активное участие в спортивных мероприятиях, дебатах, интеллектуальных играх.
Одним из уникальных проектов, направленных на нравственное и образовательное развитие молодежи, стала проведенная впервые в этом году «Школа Корана» на территории древнего и значимого для всего татарского народа Болгара. В рамках школы почти 40 молодых мусульман из Азнакаевского, Кукморского, Чистопольского, Кайбицкого, Буинского, Сабинского и других мухтасибатов с помощью наставников постигали азы Корана, встречались с известными учеными и общественными деятелями, а также проходили квесты, участвовали в играх и посещали познавательные экскурсии. В числе лекторов были такие известные личности, как профессор из Иордании, шейх Абдуррак Ас-Сагди, Главный казый Республики Татарстан Джалиль хазрат Фазлыев.
Стоит отметить, что молодое поколение принимает активное участие и в проведении традиционного Республиканского ифтара, помогает пожилым людям, развивает свою волонтерскую сеть, что можно наглядно увидеть в рамках множества проводимых мероприятий как спортивного, так и образовательного характера. Каждый год в летний период для детей организовывают мусульманские детские лагеря, во многих мечетях каждую неделю проходят образовательные лекции, направленные на просвещение молодежи в области религии.
Столь активные действия мусульманской молодежи Татарстана не остаются без внимания со стороны Духовного управления мусульман. Вот уже два года подряд участники Республиканского ифтара и волонтеры Республиканского молодежного мусульманского форума собираются вместе на встрече с председателем ДУМ РТ, муфтием Камилем хазратом Самигуллиным. Для них организовывают квесты на командообразование, сплочение, проявление своих сильных сторон.
Таким образом, мы с вами видим, что мусульманская община республики не только проявляет себя в таких сферах жизнедеятельности, как спорт, образование, общественная деятельность, предписания шариата, но и организовывают мусульманский активный досуг.
В следующем материале мы расскажем вам о том, какая работа ведется в регионах, чем живет мусульманская молодежь в мухтасибатах Татарстана, какие у них проблемы, какие проекты они готовят и как проводят свое свободное время.
Ильмира Гафиятуллина, Казань