• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Иван, сын Амира

Время чтения: 3 мин
8544

Зрителям IX Казанского международного фестиваля мусульманского кино был показан фильм «Иван, сын Амира». По словам актера  Дмитрия Дюжева, сыгравшем в картине одну из главных ролей, и представившем ее вместе с продюсером и режиссером Максимом Панфиловым зрителям фестиваля перед просмотром, это фильм о Любви.

Фильм, действие которого начинается в дни Великой Отечественной Войны, условно можно поделить на две части: действие первой происходит в Средней Азии, второй – на побережье Черного моря в Крыму вблизи Севастополя.

Молодая женщина по имени Мария (польская актриса Каролина Грушка), жена лейтенанта Черноморского флота, вынуждена бежать вместе с двумя детьми из готовящегося к обороне Севастополя в эвакуацию. На корабле она отправляется в Новороссийск, а оттуда - в Узбекистан. Мария уже собирается ехать в Ташкент, но болезнь старшего сына заставляет ее задержаться в кишлаке, куда привез ее поезд. Здесь она находит новую семью и становится третьей женой человека, приютившего ее с детьми – узбека Амира (Бобур Юлдашев).  Мария наравне с другими женами рубит дрова, расчищает арык, занимается хозяйством, обучает узбекских детишек и стариков русскому языку, сама научившись говорить по-узбекски. Забеременев, она рожает ребенка, которого Амир называет его именем погибшего мужа – Иван. Однако через некоторое время выясняется, что супруг Марии (актер Дмитрий Дюжев) жив и разыскивает ее и детей. Она возвращается к мужу, однако оказалось, чтобы принять чужого ребенка, необходимо время.


Иван, Мария, их дети и маленький мальчик – Иван, сын Амира, живут на берегу Черного моря, ловят на лодке рыбу, готовятся к встрече Нового года.  Иван усыновляет мальчика. Неожиданно из Узбекистана приезжает семья Амира: в их родном кишлаке произошло несчастье – землетрясение, и обе его жены с детьми и свекровью останавливаются в доме Ивана и Марии, пока муж не приехал за ними, заново отстроив дом. Иван не позволил Амиру забрать сына в Узбекистан, в то же время, разрешив им пообщаться наедине. Фильм заканчивается проводами ставшими родными узбекских гостей на их родину.

Незримо присутствуют, оставаясь за кадром, Великая Отечественная Война и Ислам. В кишлаке звучат слова азана. Здание маяка на берегу моря напоминает минарет мечети, неслучайно жены Амира вначале так и подумали. Это придает событиям больше эпичности, связывает их с Вечными ценностями и Великой трагедией.


Узбекские жены Амира, узнав о третьей женитьбе мужа, воспылав ревностью, были готовы убить новую русскую жену. Однако по воле Аллаха, когда для этого был наиболее подходящий момент, не сделали этого, проявив мусульманские добродетели – милосердие, терпение и доброту по отношению к сопернице. Нафс любит гневаться и победа над ним духовно возвышает человека.

Любовь, а также смерть и кровь, которые Иван видел на войне, не сломили его, но способствовали развитию великодушия и человечности, вместо мелочности, ревности и мстительности. Постепенно через любовь к своей жене в душе Ивана происходит изменение отношения узбекам, приютившим ее семью: от неприязни к людям чужой веры, культуры и языка,  из-за которых он чуть не лишился своей семьи, до ощущения родства к тем, кто в трудный момент помог его детям и жене.

Драматизм некоторых сцен фильма оттеняется лиризмом и мягким юмором фрагментов композиции  «The Astounding Eyes Of Rita» талантливого тунисского композитора  и исполнителя этнической музыки Ануара Брахими. 

 

Абдулла Галеев

Социальные комментарии Cackle