В мире

"Наш главный, масштабный враг - это террористы"

904

Какие проблемы существуют у современного российского медиа-сообщества? Как нужно писать про приверженцев радикальных идеологий, чтобы не только не создать им ореол привлекательности, но и отдалить людей от них на как можно большее расстояние? Возможны ли продуктивный диалог и сотрудничество между духовенством и представителями средств массовой информации? Все эти вопросы были подняты в рамках конференции "СМИ-Онлайн: профилактика экстремизма в социальных сетях", прошедшей в первый день международного экономического саммита "Россия - Исламский мир: KazanSummit-2017".

Федеральные и зарубежные журналисты из авторитетных масс-медиа, а также богословы, ученые, аналитики и эксперты в формате панельной дискуссии обозначили существующие проблемы и предложили своевременные пути развития.

1. Журналист должен давать собственную оценку, которая учитывала бы взгляд и надежды мусульман, происходящим в мире событиями.

На этом заострил внимание муфтий, Председатель ДУМ РТ Камиль хазрат Самигуллин.

- К сожалению, в социальных сетях исламский контент, не соответствующий традиционному исламу и распространяющий идеологию экстремизма и религиозной нетерпимости, генерируется блогерами-любителями. И благодаря этому, у молодого поколения мусульман и у представителей иных религиозных конфессий складывается неверное представление о вероучении ислама. Как бороться с экстремизмом в социальных сетях и возможно ли это вообще? Эти и другие вопросы обуславливают актуальность конференции, на которую мы сегодня с вами собрались. В достопочтимом Коране говорится: «О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте, чтобы не поразить по незнанию невинных людей, а не то вы будете сожалеть о содеянном» (сура «аль-Худжурат», аят 6). То есть мы должны все разузнать об этой вести, чтобы не пострадали невинные. В другом аяте также говорится: «О вы, которые уверовали! Будьте богобоязненными, верующими и будьте в числе правдивых в своих речах и деяниях!» (сура «Ат-Тауба», аят 119). В связи с этим, мусульманская умма не только России, но и мира должна воспитать профессиональных журналистов, блогеров, PR-специалистов. Мы должны создавать профессиональные СМИ для того, что бы формировать качественный, проверенный контент в социальных сетях.

Представители СМИ не просто освещают прошедшее событие, но формируют определенную точку зрения у читателя.

Отсюда вытекает вторая проблема, которая на сегодняшний день, пожалуй, одна из самых актуальных - вопрос подготовки квалифицированных кадров, способных не просто писать грамотные тексты, но и обладать необходимыми знаниями исламского вероучения. Ведь именно журналисты своим словом формируют у своей аудитории определенное отношение к той или иной проблеме, акцентируя внимание на конкретном вопросе.

В настоящее время журналистское сообщество во всем мире осуществляет свою деятельность в уникальных условиях: с появлением интернета и беспрецедентным развитием технологий информация стала играть в жизни общества еще более существенную роль. Именно эта информация оказывает решающее воздействие на то, как складываются межнациональные и межконфессиональные взаимоотношения. На журналистах лежит огромная ответственность: от того, насколько грамотно и объективно написан материал, зависит то, каким будет завтрашний день.

В связи с этим встает еще одна, третья проблема - создание кодекса профессиональной этики журналиста, кодекса чести. Этому вопросу посвятил свое выступление Игбал Рустамов, журналист ТК "Интер-Аз".

- СМИ должны понимать, что они несут ответственность за информацию, которую распространяют. Порой, на фоне конкуренции, журналисты, пытаясь привлечь большее количество читателей, зрителей, показывают ужасающие кадры с участием террористов, придумывают несоответствующие действительности заголовки, приукрашают информацию, тем самым, не только нарушая этические законы, но и играя преступникам на руку и неосознанно пропагандируя их идеи. Следует тщательно следить за тем, что показывается обществу через СМИ, какая идея доносится до граждан и какое мнение формируется. Я считаю, что необходимо, по возможности, избегать распространения большого количества новостей, связанных с террористическими событиями, показа кадров насилия и убийства. Лучше, если борьба журналистов с экстремизмом будет сведена не столько к освещению действий экстремистов, сколько к профилактике терроризма и носить превентивный характер. Также следует объяснить журналистам, работающим с данной тематикой, правила и положения ислама, дабы они не вводили своих читателей, зрителей или слушателей в заблуждение.

Роль журналистов заключается в том, чтобы лишать претензий на легитимность псевдохалифат ИГ (террористическая организация, деятельность которой запрещена на территории РФ) и дискредитировать деятельность террористов, а не транслировать широкой аудитории их установки и не раздувать межнациональные конфликты. Нужно помнить о том, что материалы деструктивной пропаганды - это не бесценный эксклюзив, поэтому не следует создавать сенсацию за счет воспроизведения шокирующих кадров убийства и пыток.

Причем участниками конференции было предложено разработать этот кодекс в ближайшее время и придать ему официальный статус, заручившись поддержкой государства и административными рычагами за нарушения правил кодекса.

4. Диалог СМИ и богословов.

В ходе дискуссии прозвучала еще одна немаловажная идея, о которой говорят на каждой подобной конференции. Речь идет об идее совместной работы журналистского и религиозного сообщества, которые могли бы выступить единым «фронтом» против экстремистов.

- Получить правильную и компетентную информацию, в том числе и в религиозных вопросах, терминологических аспектах, журналистам может помочь только соответствующий специалист. Для того, чтобы журналисты подавали информацию правильно нужно вступать с ними в диалог. В социальных сетях никто, кроме грамотного богослова, журналисту не сможет объяснить вопросы освещения исламской тематики. Сейчас очень много ресурсов и способов презентации информации, поэтому нужно это все учитывать и пользоваться этим, - отметила главный специалист службы внешних коммуникаций RT Анна Беликова.


5. Работа самого духовного лица в социальных сетях.

Когда мы говорим о сотрудничестве между сотрудниками масс-медиа и богословами, то нельзя забывать и о самостоятельной деятельности последних. Здесь речь идет о том, что у каждого священнослужителя есть личная страница в социальных сетях, будь то ВКонтакте, Facebook или Instagram. Говоря о правильности ведения работы в Интернете, руководитель отдела национальных проектов МИА "Россия сегодня", главный редактор интернет-портала "Россия для всех" Радик Амиров указал, что посты религиозных деятелей мало кто читает. А все почему? Потому что они слишком длинные, да и пишут они лишь на религиозные темы.

- Вы (то есть богословы, духовные лица) должны писать посты не только с хадисами, цитатами из Корана, но и о том, условно, что выпал первый снег, а в саду распустились неожиданно цветы. Вы должны уметь писать о простых вещах, которые происходят с каждым из нас; должны показывать людям красоту в простом, а не только публиковать богословские тексты. Они нужны, но их следует адаптировать. Такие большие публикации никто не будет читать. Нужно уметь укладываться в несколько фраз, чтобы привлечь аудиторию.

Здесь Анна Беликова привела в пример Камиля хазрата.

- Это очень хороший пример работы в социальных сетях, в интернете. Он активно ведет там свою деятельность. Лишь грамотный богослов в соцсетях сможет объяснить богословские вопросы. Камиль хазрат создает добрую, национальную, психологическую волну даже не в качестве пропаганды в первую очередь, а в целях профилактики, чтобы такое явление не возникало. Это не прямое противостояние, но оно не менее действенно. 

К сожалению, как отмечали участники конференции, за небольшим исключением работа религиозных лидеров в Интернете значительно отстает от агитации приверженцев деструктивных культов.

6. Проблема использования терминологии, понятий "Исламское государство" и "ДАИШ" (террористическая организация, деятельность которой запрещена на территории РФ).

Как отметил в своем выступлении Камиль хазрат, зачастую тот "ислам", который мы видим в социальных сетях и который является основой террористических идеологий, очень далек от Ислама истинного. Благодаря этому у молодого поколения мусульман и представителей иных конфессий складывается неверное представление о вероучении Ислама.

Не следует отождествлять террористов с исламом. Бесконтрольное, необдуманное использование термина «ислам» в состоянии вбить клин между отдельными слоями общества. Это недопустимо в нашем многоконфессиональном обществе.

Крайне важно с осторожностью употреблять специфические религиозные термины (шахид, халифат, джихад, моджахед) при освещении терактов и характеристике деятельности террористических группировок. В связи с этим нелишним будет при подготовке соответствующего материала обращаться за консультацией непосредственно к представителям религиозной сферы, к тем, кто заслуживает доверия, а не пытаться трактовать термины по-своему или толковать Коран самому.

Также необходимо избегать использования формулировок, в которых религиозная или национальная принадлежность противопоставляется профессии, роду деятельности или социальной категории человека. Отказаться от ущербных смысловых конструкций.

7. Углубляющийся социальный разрыв и протестные настроения молодежи, выливающиеся в социальных сетях.

По мнению журналиста газеты “Новые известия” Саида-Эмина Бицоева радикалы, навязывая молодежи негативный образ современного мира, используют углубляющийся социальный разрыв в свою пользу и все больше проникают в социальные сети.

- Именно сегодняшняя ситуация в экономике и социальной жизни становится питательной средой для радикалов и их последователей. Они используют весь этот негатив, чтобы оболванивать представителей маргинальный молодежи. Из контекста многочисленных сур Священного Корана и хадисов извлекают нужные цитаты, интерпретируя их по своему, настраивая молодых людей «на всемирный джихад против неверных». В неокрепших душах легче всего вызвать сильные эмоции, зажечь огонь ненависти, настроить их на нужную волну и дать твердую установку –  «чтобы помочь страдающему населению земли, необходимо воссоздать исламский халифат», в котором все будут равны и все счастливы.

Также не стоит забывать и о том, что зачастую эти протестные настроения черпаются из определенных информационных сайтов, которые пропагандируют деятельность таких личностей, как Саид Бурятский.

Как с этим бороться? В борьбе с идеологией экстремизма нужно наращивать информационное присутствие. Об этом заявил в ходе международной конференции журналист газеты  «Коммерсантъ» Муса Мурадов.

- На мой взгляд, чтобы выбить козырь из рук идеологов экстремизма, которые спекулируя на религиозной теме, отравляют души молодых людей, нужно больше и увлекательней рассказывать в СМИ и социальных сетях о ценностях ислама, показывать жизнь мусульман. Нужно создавать документальные и художественные фильмы, пропагандирующие традиции ислама. Государство тратит миллиарды на внешнюю пропаганду, на создание и продвижение позитивного имиджа страны. Есть огромная медиакомпания, которая работает на эту цель.  Все правильно, нужное дело – создавать позитивный образ страны, делать ее привлекательной для внешнего мира. А разве не стоит таких усилий решение задачи по противодействию экстремизму?!

Несмотря на множество СМИ всевозможных форматов, мы до сих пор не имеем специализированных программ на государственных каналах, которые бы доносили до своей аудитории истинные ценности Ислама, показывали его с хорошей стороны, а не клеймили словами "терроризм", "исламисты" и прочее.

- Раз в год мы видим репортажи с мест проведения Курбан байрама, зато новости о деятельности так называемых "исламских" террористов выходят каждый день по несколько раз. Причем происходит смешение, все кладут в одну кучу: показываются арабские книги, среди которых зачастую можно найти и Коран, имеющийся в доме любого мусульманина. Эта картинка прочно закрепляется в мышлении обывателя. Все мы знаем, для чего созданы крупные информационные ресурсы - создания позитивной картины нашей страны за рубежом. А борьба с разрушительной идеологией ДАИШ (террористическая организация, деятельность которой запрещена на территории РФ) - разве это не есть создание положительного образа? Это гораздо важнее! Наш главный, масштабный враг - это террористы. А мы ничего не делаем, чтобы разложить их моральный дух. Исправно работает лишь репрессивная машина уже попавших под разрушительное влияние террористов людей.

По мнению экспертов, нужно выстроить мощную мультимедийную структуру, которая будет заниматься спецпропагандой войны с террористами, войны с экстремистами.

Одним из вариантов решения существующей проблемы было предложено создать единую интернет-платформу, на базе которой проходили бы постоянные встречи журналистов, богословов, исламоведов, специалистов в сфере интернет-технологий для совместной выработки эффективных методов противостояния экстремизму на всех уровнях.

      

Ильмира Гафиятуллина, Казань

 

Смотрите также:
Социальные комментарии Cackle
Home