Реклама
Экономика

Помощь людям или псевдоисламская экономика?

942

Помощь людям или псевдоисламская экономика?

Помощь людям или псевдоисламская экономика?

Мнение о том, что сертификация продукции на соответствие стандарту халяль становится самостоятельным видом бизнеса, а не услуги для бизнеса, постепенно находит признание

Выставка и конференция КазанХаляль 2012, состоявшаяся с 19 по 21 мая в Казани, позволила нам не только оценить потенциал халяль-индустрии, но и раскрыть целый спектр проблем развития данного сегмента экономики.

Одна из проблем – сертификация продукции на соответствие стандарту халяль. Не один и не два представителя религиозной корпорации озвучили складывающуюся ситуацию примерно следующими словами: «Регистрируют муфтият и тут же создают подразделение по сертификации на халяль, чтобы собирать деньги с предпринимателей». В этих словах звучит не столько конкуренция, сколько беспокойство за качество сертификации.

Мнение о том, что сертификация продукции на соответствие стандарту халяль становится самостоятельным видом бизнеса, а не услуги для бизнеса, постепенно находит признание.

Всего несколько лет назад в среде мусульманских бизнесменов обсуждалась проблема обоснования платы за процедуру стандартизации. Ведь если процедура проведена лишь один раз, и орган стандартизации не сопровождает предприятие весь период выпуска сертифицированной продукции, то и плата должна быть разовой, а не в качестве процента от оборота предприятия.

Еще раньше, на этапе становления системы сертификации некоторые представители сертифицирующих организаций даже позволяли себе оказывать давление на предпринимателей, стремясь принудить их воспользоваться своими услугами. К примеру, от одного из бизнесменов, ведущих бизнес в сфере общественного питания (он владелец кафе) требовали пройти сертификацию, угрожая в противном случае создать проблемы с санитарными службами города. Тот предприниматель не поддался давлению и сейчас его кафе все знают как одно из лучших заведений халяль в городе, однако вывеску о соответствии халяль он так и не повесил. Практикующие мусульмане и так ходят с удовольствием в его заведение.

К счастью, сейчас подобных проблем при сертификации становится все меньше, но «осадок остался».

Вообще и халяль можно воспринимать как образ жизни и как бизнес, также как и ислам для кого-то является образом жизни, а для кого-то – бизнесом.

Давайте приведем список ситуаций, когда мусульмане тратят свои средства в связи с исповедованием ими религии и подумаем, что законно, а что ведет к тому, что оказывающий их предстанет в день суда с лицом, с которого сдерут кожу:

- похоронные церемонии (помыть, написать «джавап-намя» - список хороших дел умершего, который некоторые кладут в могилу рядом с умершим, провести обряд на кладбище, провести поминки на определенные даты и др.);

- изготовление кладбищенских камней, оград, руководство хозяйством мусульманских кладбищ;

- чтение Корана на семейных мероприятиях (к примеру, по поводу приобретения новой квартиры) и чтение полного Корана по определенным датам;

- поставка скотины для забоя в качестве жертвенных животных, забой и обработка, передача части мяса на Богоугодные дела;

- чтение никаха;

- издание религиозных книг, газет и журналов, ведение сайтов, создание аудио= и видеопродукции;

- обрезание;

- кровопускание, продажа масла черного тмина, мисвака;

- изгнание шайтана из человека, освящение воды и продуктов;

- организация хаджа;

- организация религиозного туризма в страны исламского мира для ознакомления с достопримечательностями и просто отдыха с учетом требований Ислама;

- производство халяль-продуктов питания и общественного питания, организация мусульманских застолий;

- услуги мусульманского тамады и пение нашидов;

- оказание финансовых услуг по стандарту халяль (в основном помогающих совершить за средства организации покупку дорогостоящих товаров длительного пользования);

- пошив хиджабов, читеков (кожаных носков), изготовление ковриков для молитвы;

- проведение мусульманских обучающих лагерей, обучение арабскому и персидскому языкам, организация детских садов, школ;

- оказание услуг мусульманскими кадровыми агентствами;

- услуги мусульманских салонов красоты и т.д.

Пока в России еще нет следующего:

- чтение намаза за деньги заказчика (хотя в одной из стран исламского мира наиболее крупная библиотека начала создаваться именно на деньги человека, которые он зарабатывал, перечитывая намазы, оставленные заказчиками);

- выполнение поста за другого человека;

- совершение хаджа на средства заказчика;

- чтение никаха для временных браков.

 

Иногда некоторые додумываются проделывать церемонию, аналогичную «освящению» автомобилей, квартир и офисов, но эти случаи действительно единичные.

Если кто-то знает еще варианты заработать деньги на выполнении религиозных обрядов или содействии этому, вы можете оставить свое мнение в комментариях.

Нам же, как экономистам, наверное, пора уже начать подсчеты оборотов рынка данных товаров и услуг. Только сможем ли мы назвать все это термином «исламская экономика» или это не имеет с ней большой связи? Тогда что это?

Социальные комментарии Cackle
Home