Помощь людям или псевдоисламская экономика?
Выставка и конференция КазанХаляль 2012, состоявшаяся с 19 по 21 мая в Казани, позволила нам не только оценить потенциал халяль-индустрии, но и раскрыть целый спектр проблем развития данного сегмента экономики.
Одна из проблем – сертификация продукции на соответствие стандарту халяль. Не один и не два представителя религиозной корпорации озвучили складывающуюся ситуацию примерно следующими словами: «Регистрируют муфтият и тут же создают подразделение по сертификации на халяль, чтобы собирать деньги с предпринимателей». В этих словах звучит не столько конкуренция, сколько беспокойство за качество сертификации.
Мнение о том, что сертификация продукции на соответствие стандарту халяль становится самостоятельным видом бизнеса, а не услуги для бизнеса, постепенно находит признание.
Всего несколько лет назад в среде мусульманских бизнесменов обсуждалась проблема обоснования платы за процедуру стандартизации. Ведь если процедура проведена лишь один раз, и орган стандартизации не сопровождает предприятие весь период выпуска сертифицированной продукции, то и плата должна быть разовой, а не в качестве процента от оборота предприятия.
Еще раньше, на этапе становления системы сертификации некоторые представители сертифицирующих организаций даже позволяли себе оказывать давление на предпринимателей, стремясь принудить их воспользоваться своими услугами. К примеру, от одного из бизнесменов, ведущих бизнес в сфере общественного питания (он владелец кафе) требовали пройти сертификацию, угрожая в противном случае создать проблемы с санитарными службами города. Тот предприниматель не поддался давлению и сейчас его кафе все знают как одно из лучших заведений халяль в городе, однако вывеску о соответствии халяль он так и не повесил. Практикующие мусульмане и так ходят с удовольствием в его заведение.
К счастью, сейчас подобных проблем при сертификации становится все меньше, но «осадок остался».
Вообще и халяль можно воспринимать как образ жизни и как бизнес, также как и ислам для кого-то является образом жизни, а для кого-то – бизнесом.
Давайте приведем список ситуаций, когда мусульмане тратят свои средства в связи с исповедованием ими религии и подумаем, что законно, а что ведет к тому, что оказывающий их предстанет в день суда с лицом, с которого сдерут кожу:
- похоронные церемонии (помыть, написать «джавап-намя» - список хороших дел умершего, который некоторые кладут в могилу рядом с умершим, провести обряд на кладбище, провести поминки на определенные даты и др.);
- изготовление кладбищенских камней, оград, руководство хозяйством мусульманских кладбищ;
- чтение Корана на семейных мероприятиях (к примеру, по поводу приобретения новой квартиры) и чтение полного Корана по определенным датам;
- поставка скотины для забоя в качестве жертвенных животных, забой и обработка, передача части мяса на Богоугодные дела;
- чтение никаха;
- издание религиозных книг, газет и журналов, ведение сайтов, создание аудио= и видеопродукции;
- обрезание;
- кровопускание, продажа масла черного тмина, мисвака;
- изгнание шайтана из человека, освящение воды и продуктов;
- организация хаджа;
- организация религиозного туризма в страны исламского мира для ознакомления с достопримечательностями и просто отдыха с учетом требований Ислама;
- производство халяль-продуктов питания и общественного питания, организация мусульманских застолий;
- услуги мусульманского тамады и пение нашидов;
- оказание финансовых услуг по стандарту халяль (в основном помогающих совершить за средства организации покупку дорогостоящих товаров длительного пользования);
- пошив хиджабов, читеков (кожаных носков), изготовление ковриков для молитвы;
- проведение мусульманских обучающих лагерей, обучение арабскому и персидскому языкам, организация детских садов, школ;
- оказание услуг мусульманскими кадровыми агентствами;
- услуги мусульманских салонов красоты и т.д.
Пока в России еще нет следующего:
- чтение намаза за деньги заказчика (хотя в одной из стран исламского мира наиболее крупная библиотека начала создаваться именно на деньги человека, которые он зарабатывал, перечитывая намазы, оставленные заказчиками);
- выполнение поста за другого человека;
- совершение хаджа на средства заказчика;
- чтение никаха для временных браков.
Иногда некоторые додумываются проделывать церемонию, аналогичную «освящению» автомобилей, квартир и офисов, но эти случаи действительно единичные.
Если кто-то знает еще варианты заработать деньги на выполнении религиозных обрядов или содействии этому, вы можете оставить свое мнение в комментариях.
Нам же, как экономистам, наверное, пора уже начать подсчеты оборотов рынка данных товаров и услуг. Только сможем ли мы назвать все это термином «исламская экономика» или это не имеет с ней большой связи? Тогда что это?