О коранических аятах, «побуждающих» к вооруженному джихаду

5634

О коранических аятах, «побуждающих» к вооруженному джихаду

Проанализируем ряд коранических стихов, якобы побуждающих к вооруженному джихаду.

«И вот когда окончатся священные месяцы – убивайте язычников там, где вы их не встретили и берите их в плен и осаждайте их и подстерегайте их во всех засадах...» ( ат – Тауба, 5 аят)

Этот стих конкретизирует ситуацию, которая сложилась в период ранней мусульманской истории, когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует!) выступил в Табукскую экспедицию. Племена многобожников, кроме двух, сохранивших верность договоренностям, нарушили заключенные ранее двусторонние соглашения. Несмотря на вероломство язычников Всевышний Аллах повелевает чтить особое положение, святость 4-х запретных, или Священных месяцев. По окончанию этого периода мусульманам было разрешено вступать в бой с вероломными язычниками и наказывать их.

Возникает вопрос: разве это несправедливо?

Применительно к ситуации наших дней, нашего века хочется спросить критиков Ислама: какое наказание полагается нарушителям международного или, в более узком смысле, регионального порядка? Чаще всего подобные ситуации заканчиваются военными действиями коалиций, ограничениям национального суверенитета или, более того, прямой или законспирированной формой оккупации территории нарушителя. Так в чем же тогда заключается несправедливость мусульман той эпохи, по отношению к язычникам, нарушителям договоренностей?

«... а если они затем раскаются, и станут исполнять обрядовую молитву и давать очистительную милостыню – оставьте их. Воистину, Аллах – Снисходительный, Милосердный» ( ат – Тауба, 5 аят)

Обычно в ситуациях, когда ставится цель показать «агрессивность» Ислама, а мусульман как людей, стремящихся к кровопролитию, эта часть аята, стиха вовсе не цитируется. Эта часть коранического стиха показывает механизм выхода из ситуации: прекращение боевых действий, возврат к договоренности, отказ от враждебности к Исламу и мусульманам, отказ от язычества.

Отказ от язычества также относится к тем, кто, будучи главой языческого сообщества или статусным представителем такового, вводил в заблуждение, вероломно нарушал достигнутые соглашения. Ограничение в приверженности язычеству наступает вследствие вероломства. Это вынужденная мера, задача которой дать еще раз шанс на исправление ситуации.

«И убивайте их, где вы их встретите...» (сура аль - Бакара, 191 аят)

У этого стиха, разумеется, есть своя история или причина ниспослания. Известно, что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!), сопровождаемый толпой своих сподвижников, отправился в Мекку для посещения Заповедного дома, Каабы, но язычники не допустили их к нему. На следующий год, когда пришло время поклонения, между правоверными и язычниками было заключено перемирие, по которому последние освобождали город на три дня, для того чтобы мусульмане могли исполнить обряды посещения Каабы.

Но сподвижники Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!) говорили: если курейшиты не исполнят условия и начнут войну, то каким образом мы будет сражаться в Священный месяц и в святом городе? Для разъяснения их сомнения был ниспослан этот и последующие аяты. Однако обычно цитируется обычно только эта часть стиха. Но «упускается» из вида, что этот стих не может рассматриваться в отрыве от предыдущего, который гласит:

«Сражайтесь же на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами, и не преступайте границ. Воистину, Аллах не любит преступающих границ» (сура «аль - Бакара», 190 аят)

Упомянутый выше коранический аят вовсе не является призывом к убийствам или кровопролитию. Стих имеет детальное разъяснение конкретной ситуации: воздаяние тем, кто нарушает договоренности и наказание тех, кто производит смуту. Кроме того божественный стих устанавливает этику сражений. По мусульманскому праву война, сражение имеет свой кодекс, и он просто должен соблюдаться. Продолжение этого стиха звучит так:

«... и изгоняйте отовсюду, откуда они вас изгнали. А смута хуже нежели война. И не сражайтесь с ними около Запретной мечети, пока они сами станут сражаться около нее. Если же они станут вас убивать то и вы их убивайте. Такова мзда неблагодарных по отношению к Аллаху» (сура «аль - Бакара», аят 191 ).

Таким образом, любой из божественных стихов, касающийся темы войны, сражения, кровопролития не является универсальным по своему содержанию. Каждый из подобных стихов является конкретным по содержанию, имеет строго-ограниченную сферу применения. Меры, которые необходимо предпринять против инициаторов конфликта, касаются конкретно тех, кто это совершил, а не всех подряд, и даже, не всех безбожников.

«... И убивайте их, где вы их встретите».

– Это отрывок из божественного стиха, главы «Женщины». Начало этого стиха звучит так:

«Вы увидите других, кто хочет заслужить у вас доверия и доверия своих народов. Всякий раз, когда они возвратятся к смуте – будут они истреблены. Если же они не отступятся от вас, и не предложат вам мира, и не перестанут воевать с вами...» (сура «ан – Ниса», аят 91)

Речь в этом стихе идет о лицемерах, на словах, вставших под знамена Ислама, а на деле вовсю пытающихся причинить урон мусульманам. Этот коранический стих имеет конкретную историческую, временную привязку и применять ее по отношению к иным ситуациям, моментам, событиям, с целью оценки или вынесения суждения, по меньшей мере, некорректно. И, тем более, этот коранический стих не может быть применен в суждениях тех, кто хочет доказать агрессивность Ислама.

Фарид харат Салман. По материалам коференции «Толкование Священного Корана в прошлом и настоящем: Современная интерпретация коранических стихов, связанных с военной тематикой»

Смотрите также:
Социальные комментарии Cackle
Home