Следует ли полагаться на свои дела?

2003

«Верующие», аяты 60-61

«Верующие», аяты 60-61

Следы щедрости и милости Всевышнего Аллаха можно увидеть в различных формах и проявлениях: в том, что нас не постигает мгновенная кара за проступки, а дается отсрочка и возможность раскаяния, в том, что мы обладаем благами, которые не заслужили и в том, что за малые деяния нам обещаны несравнимо большие вознаграждения… Последнее может ввести в заблуждение, что можно совершив одно благое дело (например, пост в особенный день или чтение каких-либо азкаров) стереть множество плохих дел и попасть в Рай. Подобное заблуждение в определенном смысле «развязывает» руки для совершения грехов и снижает мотивацию для работы с улучшением намерения.

Нельзя также и отрицать, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил и о легкости этой религии и о том, что определенные благодеяния, несложные по выполнению, могут даровать человеку большое вознаграждение. Но в этом - свидетельство щедрости Всевышнего, Его милости, согласно которой Он может простить многое за малое и даровать наилучшее воздаяние за мельчайшее деяние, а не показатель величия наших поступков.

Удивительно, что сам Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, признавал, что даже он не попадет в Рай за свои дела, указывая как на причину попадания в Рай – милость Аллаха. В хадисе от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Никто из вас не войдет в Рай благодаря своим деяниям». Люди спросили: «Даже ты, Посланник Аллаха?» Он сказал: «Даже я, если только Аллах не окажет мне милость и снисхождение»  (Муслим)

Размышляя об этих словах, можно прийти к двум объяснениям… Читали ли мы описания Рая? Как он красив, как счастливы и обеспечены во всех смыслах будут его обитатели и о том, что в этом блаженстве они пребудут вечно? Невозможно поставить ни в какое сравнение блага той жизни с благами этого мира, в котором они недолговечны, не так «качественны» и к тому же могут доставаться путем жертв (духовных или физических). Размышляя о Рае, невольно приходишь к тому, что нет  такого дела, которым можно было бы заслужить это вечное счастье. Его можно только получить в подарок по великой милости и безграничной щедрости Дающего.

Второй важный аспект этого вопроса – вопрос принятия. Ведь может быть и так, что наши плохие дела, за которые мы не принесли раскаяния, которые мы не исправили, становятся на пути принятия Всевышним и наших благодеяний. Всевышний Аллах, описывая качества Своих праведных рабов, сказал: «Те, которые раздают милостыню, тогда как их сердца страшатся того, что им суждено вернуться к своему Господу. Они те, которые спешат опередить в благих делах» (сура «аль Муъминун», «Верующие», аяты 60-61) В одном из хадисов говорится, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, однажды спросила Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, про этот аят: «Это те, кто пил вино и воровал?» На что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Нет, о дочь Сиддыкъа (Абу Бакра)! Это те, которые постились, молились, раздавали милостыню, но вместе с этим опасались, что это у них не будет принято. «Они те, которые спешат опередить в благих делах». (Тирмизи, Ибн Маджа)

Ибн Малик аль-Мукъри рассказывал: «Я слышал, как Абу ад-Дарда говорил: «Быть убежденным в том, что Аллах принял от меня хоть одну молитву, было бы для меня предпочтительней, чем весь этот мир и все, что в нем есть. Ведь Аллах говорит: «Поистине, Аллах принимает только от богобоязненных!» (сура «аль-Маида», «Трапеза», аят 27) (Ибн Аби Хатим 1/327)

Нельзя полностью быть уверенным, что определенные дела могут гарантировать райскую обитель. В душе разумного верующего несмотря на религиозное усердие всегда остается место страху перед Всевышним и Его справедливостью. Но есть в нем и место надежде – упованию на Всевышнего Аллаха и на Его милость, которая опережает Его гнев, и только благодаря достижению которой (а не своим делам) человек будет введен в Рай. Но чтобы достичь ее, нужно работать и работать, не ограничиваясь  легкими путями и не лукавя перед самим собой и перед своим Творцом.

Ася Гагиева

Смотрите также:
Социальные комментарии Cackle
Home