Правила общения при разногласиях

2456

Правила общения при разногласиях

Правила общения при разногласиях

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

В одном из хадисов говорится, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не сообщить ли вам о том, кому запрещен Ад? Запрещен он каждому, кто близок (к людям), снисходителен, мягок и прост (в общении)» (хадис от Абдуллаха ибн Масъуда, сунан ат-Тирмизи).

Зачастую мягкость и простота в общении требует немалого ума, так как различные ситуации и непростые в общении люди способны провоцировать на конфликты и бесполезные споры. Как же вести себя в подобных ситуациях? Соблюдение каких правил поможет не перейти грань и разойтись мирно, даже если разногласия не исчерпаны?

  1. Настройтесь на позитивное разрешение

Намерение определяет исход разговора. Если в начале вы не дали себе ясной и твердой установки окончить разговор на позитивной ноте, вас может «унести» по непредсказуемому течению. Мы привыкли, что конфликты оканчиваются победой одного и проигрышем другого, но всегда возможен и третий вариант, чтобы оба остались в выигрыше. Этого нельзя достичь, если вы вступаете с целью опорочить другого или возвыситься за его счет. Поэтому настройтесь на разговор, который окончится мирно и удовлетворительно для обоих. Для этого вам понадобится не только установка, но и определенное эмоциональное состояние – состояние доброжелательности, спокойствия, сосредоточенности.

  1. Держите эмоции под контролем

В трудном разговоре легко задеть другого и легко быть самому задетым. Если вы дадите волю эмоциям, это может привести к ссоре. Но ведь ваша цель – не в этом, а в том, чтобы найти точки соприкосновения, прийти к определенной договоренности, которая устроит вас обоих.

Но это не значит, что нужно игнорировать свои эмоции. Если собеседник провоцирует вас и вам тяжело справляться с нарастающим гневом, предложите отложить разговор на время, когда вы будете настроены более благодушно и будете более спокойны. Накал эмоций может побудить к деструктивным действиям: оскорблению, несправедливому слову, обвинению, насилию или даже внезапному уходу от разговора. Подобные действия только усугубят ситуацию и унизят в первую очередь вас самих.

  1. Не опускайтесь до оскорблений, оценок, перехода на личности

Вы можете говорить о проблеме, которая возникла между вами, но если вы начнете говорить друг о друге, перейдете на личности, это опять же чревато последствиями. В одном из хадисов сказано: «[Человек], которому присущи четыре [качества], является истинным лицемером, тот же, кому присуще хотя бы одно из них, будет обладать одним из качеств лицемерия до тех пор, пока не избавится от него. [Это – качества того], кто предает, когда ему доверяются, лжет, когда рассказывает [о чем-либо], поступает вероломно, заключив договор, действует незаконно в случае возникновения расхождения [с кем-либо]». Преступление границ приличий в случае возникновения разногласий, конфликта – это одно из проявлений лицемерия. Нужно помнить, что ситуация, по поводу которой возникло непонимание, может забыться, но неприятные, острые слова могут запомниться и надолго испортить отношения.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «(Несвойственно) верующему ни порочить, ни проклинать, ни совершать непристойное, ни сквернословить». (Ахмад, ат-Тирмизи).

  1. Будьте мягки, но серьезны

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, мягкость, в чем бы она ни выражалась, украшает, а ее отсутствие, в чем бы оно ни выражалось, поистине очерняет (порочит)» (хадис от Аиши, Сахих Муслим).

Также в другом хадисе сказано: «То достоинство, за которое большинство людей войдут в Рай, это их набожность и хороший тон поведения» (хадис от Абу Хурейра, сунан ат-Тирмизи).

Мягкое слово способно обезоружить агрессивно настроенного человека. Мягкость служит признаком вашего добродушного настроя, благожелательности. Это может обезоружить любого агрессивно настроенного человека. И будет способствовать установлению доверия и, как следствие, более быстрому разрешению конфликта. Но эта мягкость должна сочетаться с серьезностью и должным вниманием к теме разговора и к словам собеседника.

Продолжение в следующей части: Часть вторая

Ася Гагиева

Смотрите также:
Социальные комментарии Cackle
Home