От высокой нравственности - к высоким отношениям

1918

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

В предыдущем посте («Высокая нравственность как основа веры») было сказано о том, что высокий нрав, обучение которому Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, назвал целью своей миссии, тесно связан с уровнем веры. Но где цветут основные плоды благонравия, в чем они проявляются? В отношениях. В том, какие у верующего отношения с Богом, с другими, с собой. 

Одна из главных отличительных черт мусульманина - это его глубокая вера в Бога и убеждение в том, что все, что происходит во Вселенной, и все случающееся с ним, происходит только по воле Всевышнего. Он постоянно помнит о Творце, уповает на него и послушен Ему.

Вера его чиста и ясна, не омрачена остатками невежества, суеверий и иллюзий. Его вера и поклонение основываются на учении Корана и достоверных хадисов. Он чувствует, что он нуждается в постоянной помощи и поддержке Аллаха. Он также не имеет никакого выбора в своей жизни, кроме как подчиниться воле Бога, поклоняться Ему, стремиться к правильному пути и совершать добрые дела. Этот образ мышления помогает ему быть праведным, искренним во всех его делах, как в государственных, так и частных.

Мусульманин признает бесконечную власть и силу Творца, сотворившего все сущее, и его вера при размышлениях о Его знамениях возрастает и укрепляется:

«Воистину, в сотворении небес и земли, а также в смене ночи и дня заключены знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха стоя, сидя и на боку и размышляют о сотворении небес и земли: «Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну. Пречист Ты! Защити же нас от мучений в Огне» (сура «аль Имран», «Семейство Имрана», аяты 190-191).

Отношение к себе, к своему телу, разуму, духу

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сильный верующий более любим Аллахом, чем слабый верующий». Поэтому мусульманин проявляет заботу о своем теле, следуя здоровому образу жизни, поддерживая гигиену и хорошую физическую форму. Не впадая в излишества и самолюбование, но делая это так, как делал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Он также заботится о силе и гигиене ума. Главная пища его ума – это не развлекательные передачи и информационный мусор, а знания и размышления. Как сказано в Коране: «И говори: «Господи! Приумножь мои знания». (сура «Та Ха», аят 114).

Много внимания уделяется воспитанию сердца, духовному развитию. Это происходит не однобоко, уделяя внимание одному аспекту жизнедеятельности и поклонения в ущерб другим, а сбалансированно и разнообразно. Поэтому жизнь мусульманина в идеале представляет собой поклонение Всевышнему в различных его формах.

Отношение к людям

…начинается с отношения к родителям. Верующий должен относиться к ним с уважением и с любовью, быть с ними милосердным и сострадательным. Всевышний Аллах говорит в Коране:

«Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками, находящимся рядом спутникам, странникам и невольникам, которыми овладели ваши десницы» (сура «ан-Ниса», «Женщины», аят 36).

Со своей женой это человек, проявляющий доброту, милосердие, понимание женской природы и ее нужд, ответственный и надежный.

Со своими детьми это любящий отец, обучающий их принципам исламского воспитания, помогающий им в том, чтобы они могли стать полноценными членами общества и образцами богобоязненности и нравственности.

Со своими родственниками он – поддерживающий родственные взаимоотношения несмотря ни на какие обстоятельства.

С соседями он проявляет вежливость и внимательность, закрывая глаза не недостатки других и заботясь об исправлении собственных.

В отношениях с остальными людьми он проявляет себя воспитанный, благородный и доброжелательный. Он соблюдает договоры, не нарушает обещания, соблюдает границы. Отстраняясь от невежд,  а также от сплетен, пустословия и злословия.

Невозможно достичь такого высокого уровня отношений только играя роль благодушного и праведного. Искренние и надежные отношения не получится построить не имея для этого прочного основания – искреннего благонравия. Это идеал, к которому должен стремиться каждый мусульманин. Но и вознаграждение за эти старания велико. В этом мире это счастье жить в гармоничных и продуктивных взаимоотношениях с другими, а в следующем – вознаграждение райской обителью.

Ася Гагиева

Смотрите также:
Социальные комментарии Cackle
Home