О справедливости в исламе: виды, последствия, значение
В Коране Всевышний говорит: «Будьте беспристрастны. Воистину, Аллах любит беспристрастных» (сура «аль Худжурат», «Комнаты», аят 9). Это не единственный аят, в котором Всевышний призывает верующих придерживаться справедливости. Например, в суре «Пчелы» («Ан-Нахль») также говорится: «Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро и одаривать родственников. Он запрещает мерзости, предосудительные деяния и бесчинства. Он увещевает вас, - быть может, вы помянете назидание» (аят 90).
Передают со слов Абу Зарра аль-Гифари, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, передал, что его Всемогущий и Великий Господь сказал: «О рабы Мои, поистине, Я запретил несправедливость Себе и сделал её запретной меж вами, так не притесняйте же друг друга!»
Виды справедливости:
- Справедливость в спорах. Рассказывают, что однажды к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришли двое ансаров, чтобы он рассудил их. Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, предупредил их: «Когда вы приходите ко мне и просите, чтобы я рассудил вас, один из вас может изложить свои доводы более убедительно, чем другой, и, исходя из услышанного, я приму решение в пользу более красноречивого. Однако если я незаслуженно присужу одному то, что по праву должно достаться другому, то тем самым я присужу ему часть адского пламени». Тогда те двое раскаялись, и каждый поступил по справедливости по отношению к другому.
- Справедливость в соблюдении меры. Всевышний Аллах говорит: «Он возвысил небо и установил весы, чтобы вы не преступали границы дозволенного на весах. Взвешивайте беспристрастно и не занижайте вес» (сура «ар-Рахман», «Милостивый», аяты 7-9). Шуайб, мир ему, говорил людям Мадьяна: «О люди! Наполняйте весы сполна и соблюдайте меру, и не обесценивайте дела (доброту) людей, и не совершайте нечестия, как люди былых времен».
- Справедливость в многоженстве. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «У кого было две жены, а он склонился только к одной из них, тот предстанет в Судный день со склонившейся частью тела!» (Абу Дауд, ан-Насаи). Сам он был справедлив и терпелив в отношении каждой из них, и соблюдал их право даже в поездках. Аиша, да будет доволен им Аллах, рассказывала: «Когда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, собирался в поездку, он бросал жребий между своими женами и брал с собой ту, на которую выпадал жребий» (Бухари, Муслим).
- Справедливость в отношениях между детьми. Анас, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Однажды, один человек сидел рядом с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, и к нему пришёл его сын, которого он взял, поцеловал и усадил на своё место. А когда пришла его дочка, то он взял её и усадил рядом (не поцеловав). Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему: «Ты не проявил справедливости между ними!» (аль-Байхаки). Ибрахим ан-Нахаъи говорил: «Они (сподвижники) любили проявлять равенство между детьми даже в количестве поцелуев» (ибн аль Мубарак.ю Ибн Аби ад-Дунья).
- Справедливость в даче показаний. Всевышний Аллах говорит в Коране: «Наполняйте меру и весы по справедливости. Мы не возлагаем на человека сверх его возможностей. Когда вы произносите слово, будьте справедливы, даже если это касается родственника. Будьте верны договору с Аллахом» (сура «аль-Ан1ам», «Скот», аят 152). Давать свидетельства о том, чего ты не видел, не слышал, то есть о том, о чем у тебя нет ясного знания или давать ложные показания относится к числу больших грехов. Сообщается, что Абу Бакра Нуфай бин аль-Харис, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил (людей): «Не сообщить ли вам о том, что (относится к числу) тягчайших грехов?», — (повторив свой вопрос) трижды. Мы сказали: «Конечно, о посланник Аллаха!» (Тогда) он сказал: «Это — многобожие и проявление непочтительности по отношению к родителям». (Говоря это, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, полулежал) опираясь на руку, а потом он сел и сказал: «И, поистине, это — ложь и лжесвидетельство!», — и он продолжал повторять (эти слова), пока мы не стали говорить: «О если бы он умолк!» (Ахмад, Бухари, Муслим)
Последствия справедливости:
- Справедливость дает ощущение безопасности и защищенности людям любого положения, состояния.
- Справедливость укрепляет братские узы, любовь и милосердие между людьми.
- Справедливость является препятствием для распространения тирании, давления и жестокости. Она является основой защиты прав, достоинства и чести людей.
Последствия несправедливости в Судный день
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил и о последствиях несправедливости. Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Бойтесь несправедливости, ибо, поистине, несправедливость (обернётся густым) мраком» (Ахмад, Бухари, Муслим). Это мрак потери благих дел, мрак приобретения чужих грехов, потому что Аллах в Судный день уравняет права между притеснителем и притесненным, и первому придется восстановить ущемленные права второго, либо отдав ему свои блага, либо взяв у него его грехи. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто поступил несправедливо в отношении брата своего в том, что касается его чести или чего-то другого, то пусть избавится от этой несправедливости сегодня, до того, как динары и дирхемы потеряют свою ценность. И тогда, если найдутся у него добрые дела, они будут изъяты по мере его несправедливости, а если у него не найдётся добрых дел, то будут взяты грехи притеснённого им человека и возложены на притеснителя» (Бухари).
Ася Гагиева