Коран о четырех видах невежества

2525

4 вида невежества

4 вида невежества

В Коране «джахилия» («невежество») встречается четыре раза. Так называлось время (его обычаи и положения), предшествовавшее принятию Ислама.Однако несмотря на сегодняшнее торжество Ислама, не всегда удается избежать «регрессии в джахилию». Какие именно наши поступки и намерения относятся к числу невежественных с точки зрения Корана?

1. Лицемерие, плохое мнение о Всевышнем, сомнение в истинности Ислама

«После печали Он ниспослал вам успокоение — дремоту, охватившую некоторых из вас. Другие же были озабочены размышлениями о себе. Они несправедливо думали об Аллахе, как это делали во времена невежества, говоря: «Могли ли мы сами принять какое-нибудь решение (или получим ли мы что-нибудь от этого дела)?». Скажи: «Дела (или решения) целиком принадлежат Аллаху». Они скрывают в своих душах то, чего не открывают тебе, говоря: «Если бы мы сами могли принять какое-нибудь решение (или если бы мы что-нибудь получили от этого дела), то не были бы убиты здесь». Скажи: «Даже если бы вы остались в своих домах, то те, кому была предначертана гибель, непременно вышли бы к месту, где им суждено было полечь, и Аллах испытал бы то, что в вашей груди, и очистил бы то, что в ваших сердцах. Аллаху известно о том, что в груди». (сура «аль Имран», «Семейство Имрана», аят 154)

В толковании к этому аяту сказано: «И (еще одна) часть была озабочена о (спасении) (только) самих себя: они думали об Аллахе то, что не является истиной, (думали) мерками времен (доисламского) невежества [они думали, что Аллах не доведет до завершения миссию Своего посланника, и что Ислам не утвердится на Земле], говоря (друг другу): «Разве для нас есть (хоть) что-нибудь из этого дела?» [Они сожалели о своем выходе на это сражение и думали, что поражение верующих указывает на то, что вера, с которой пришел пророк Мухаммад, является неправильной]»

После битвы при Ухуде убежденных верующих одолел сон, а те, кого больше судьбы Ислама волновала собственная жизнь, стали сомневаться в истинности послания Всевышнего, считая неудачу в битве признаком неправильности того, чему они следуют. Наверно, мы уподобляемся этим людям в тех случаях, когда пребываем в отчаянии на милость Всевышнего, Его справедливость и помощь верующим, когда предаем своих единоверцев ради своих благ и когда препятствия кажутся нам такими значительными, чтобы мы позволяем себе колебаться и жалеть о потраченных ради торжества истины и справедливости усилиях. Усвоением этого аята служит вера в свою религию, в силу и могущество Всевышнего и непоколебимую и непобедимую истинность того, с чем Он отправил Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

2. Склонность к несправедливому суду

«Неужели они хотят суда времен джахилии?» («Аль-Маида», 50 аят)

Этот аят был ниспослан после того, как два иудейских племени бануНадыр и бануКурайза обратились к пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, за решением о выплате выкупа за убитых, и он вынес решение, что они должны выплачивать равно. Это не понравилось племени бануНадыр, которые по заключенному еще до прихода Ислама соглашению с бануКурайза, брали в качестве выкупа у бануКурайза в два раза больше, чем отдавали сами (в качестве выкупа)

В предыдущем аяте Всевышний говорит Своему Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Суди между ними согласно тому, что ниспослал Аллах, не потакай их желаниям и остерегайся их, дабы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Аллах. Если же они отвернутся, то знай, что Аллах желает покарать их за некоторые из их грехов. Воистину, многие люди являются нечестивцами» (аят 49, сура «аль Маида», «Трапеза»)

Мы «возвращаемся» в невежество каждый раз, когда судим или принимаем решения не на основе того, о чем ниспослал Свое слово Всевышний, а на основе страстей, интересов, желаний. Такой суд часто приводит к противоречиям, конфликтам и ущемлению, а суд Всевышнего поддерживает гармонию и порядок в обществе, семье и … совести верующего.

3. Соблазнение мужчин женщинами

«Не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества» (сура «аль Азхаб», «Союзники», аят 33)

Ислам «вернул» женщинам положение, в котором они могли чувствовать себя ценными, достойными, равноправными, в отличие от тех нравов, при которых считалось нормой кокетство, жеманность, попытки соблазнить мужчин. Уже само по себе стремление женщины привлечь к себе внимание мужчины можно считать унижением ее достоинства. Относительно же данного аятаМуджахид сказал: «Раньше женщины ходили впереди мужчин. Во времена невежества это считалось украшением». Катада прокомментировал: «и не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества» — в их походке было кокетство и жеманность. И Аллах запретил это». Мукатиль сказал: «Наряжение — это когда она надевает платок на голову, но повязывает его так, чтоб были видны её ожерелье, серги и шея. Это и есть наряжение (нарядность)».

Таким образом, «женское принаряжение», проявляющееся в кокетстве, жеманности, вызывающих оголяющих нарядах является признаком «джахилии».

4. Фанатизм, национализм, расизм

«Вот неверующие поместили в своих сердцах заносчивость - заносчивость времен невежества» (сура «аль Фатх», «Победа», аят 26)

Абу Адель сказал к этому аяту: «Когда те, которые стали неверующими, поместили в своих сердцах высокомерие, высокомерие (свойственное для величайшего) невежества, (чтобы не признать Мухаммада посланником Аллаха) [[Это выразилось в том, что они удержались от записи в Худайбийском договоре «С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного», а вместо этого согласились написать «С именем Аллаха» и отказались записать «Это то, что решил Мухаммад, посланник Аллаха», а согласились на запись «Это то, что решил Мухаммад, сын Абд Аллаха»]], (в то время) Аллах низвел Свое успокоение на Своего посланника и на верующих (которые были вместе с ним) и сделал неотлучным с ними Слово остережения (охраняющее их от неверия и грехов) [свидетельство «Нет бога [заслуживающего поклонение], кроме Аллаха»], и они [Пророк и верующие] имели больше прав на него [на свидетельство единобожия] и были достойны его. И Аллах о всякой вещи знающ!»

Заносчивость времен невежества проявляется сегодня в таких явлениях как расизм, национализм, фанатизм, когда человек оценивает людей, истинность их мнения, ценность их личности по его положению, цвету кожи и другим параметрам, не влияющим на уровень благочестия и достоинства. Степень человека в Исламе определяется только по праведности. И отступая от этого критерия, мы впадаем в невежество.

Ася Гагиева

Смотрите также:
Социальные комментарии Cackle
Home