Как избавиться от злословия. Часть 3

4692

«Вакцина от злословия» действенна, пока ты достаточно сосредоточен и мотивирован для того, чтобы совершать такие усилия над собой

«Вакцина от злословия» действенна, пока ты достаточно сосредоточен и мотивирован для того, чтобы совершать такие усилия над собой

Первая часть

Вторая часть 

В качестве «вакцины от злословия» предлагают разные варианты: подавление, поиск оправданий, напоминание о своих недостатках и др. Эти способы действенны, пока ты достаточно сосредоточен и мотивирован для того, чтобы совершать такие усилия над собой. Однако есть один способ, который по моему мнению искореняет злословие раз и навсегда. К его открытию привели меня размышления о некоторых поступках Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его мотивах. А конкретно…

В достоверном хадисе передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. выравнивал ряды перед битвой. Один из сподвижников вышел вперед и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, толкнул его палкой, призывая встать в ряд. В ответ на это тот сказал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сделал ему больно, требуя возмездия. Что сделал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует? Отдал тому палку, позволяя ему воспользоваться своим правом и ответить ударом. Но тот человек заметил, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, одет в рубашку, в то время как толкнул его в голый живот. Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поднял свою рубашку, оголяя живот. Но сподвижник вместо того, чтобы ударить в ответ, обнял и поцеловал Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в живот, сказав, что перед битвой он хотел соприкоснуться с его кожей из любви к нему и из возможного скорого расставания (случай произошел перед битвой). Удивляет поступок Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которого наверно никто не упрекнул бы, если бы он поступил иначе. Однако он, придерживаясь справедливости и уважая права и свободы своих сподвижников, пошел на условия этого человека. Эту историю один из известных имамов рассказал, комментируя словами: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, воспитывал свободных людей».

Это не единичный случай проявления Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, уважения к правам и свободе других членов общества. В его общении с женами, детьми, соратниками и даже немусульманами проявляется его почтение к человеческому достоинству. Они чувствовали себя спокойной и безопасно рядом с ним, они могли ему возразить, задать вопрос, попросить о чем-либо, будучи уверенными, что он не ранит их честь и достоинство, что он не заденет их обидным словом или замечанием.  Что побеждало Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поступать таким образом? Из этих историй напрашивается вывод, что он, да благословит его Аллах и приветствует, хотел видеть людей свободными, достойными, полноценными членами общества. Один из призывов, с которым он обращался к своим последователям, был призыв к освобождению рабов. Он искренне любил людей и желал им добра. Поэтому не дозволял несправедливости и ущемления прав даже немусульман и тех, кто враждовал с ним лично.

Какой урок мы можем взять из примера Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует? Урок любви к людям. В одном из хадисов сказано, что нужно обращаться с другими так, как мы хотели бы, чтобы обращались с нами. А какого отношения хочется каждому из нас? Хочется, чтобы наши права уважали, чтобы наше достоинство ценили, чтобы наши жизнь, имущество и честь были святы для других. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был тем человеком, который в полной мере реализовал этот принцип. И к такому же отношению должны прийти мы.

Мы должны хотеть для других того, чего хотим для себя – уважения, справедливости, чуткости. От нашей разобщенности к такому единству с другими идти придется долго и возможно это будет не легкий путь духовного совершенствования. Однако он снимет многие вопросы с наших умов и пороки с наших душ.

А именно… Мы больше не станем спрашивать себя, бить детей или не  бить? Конечно, не бить, ведь это ранит их физически и морально. Мы не будем спорить, можно ли по Исламу бить женщин или нельзя – ведь это ущемляет достоинство человека. Нам не придется бороться с желанием похвастаться, так как оно противоречит уважению к другим. Склонность к злословию сменится на поиск оправданий и мягкие наставления, желание контроля и власти – на заботу и желание развития других. Уйдет зависть, потому что ты будешь радоваться чужим успехам как своим. Мы станем уважать границы других людей, а значит, станем ближе друг к другу.

Кажется, что эта цель недостижима. Потому что всегда будет искушение вернуться к прежнему образу действий и мышления. Но никогда не стоит полагаться только на свои силы – нужно полагаться на помощь Аллаха и действовать. И верить, что Он обязательно поможет нам в достижении благих целей. Ведь «милость Аллаха близка к творящим добро». (сура «аль Аграф», «Преграды», аят 56). И если Он дал нам такой пример в Пророке, да благословит его Аллах и приветствует, значит, это цель, которую должны достичь и мы. И по мере улучшения своего отношения к другим, мы постепенно избавимся и от злословия, и от зависти,  и от гордыни.

Смотрите также:
Социальные комментарии Cackle
Home