Египетский аналитик о природе терроризма
На одном из египетских информационных порталов опубликована статья египетского журналиста-аналитика Мухаммада Мухсина, в которой он рассуждает о природе терроризма под вывеской запрещенной в России группировки ИГ.
Отметив, что исламское государство в Ираке и Сирии (ИГИЛ) представляет собой очаг международной террористической угрозы и является мировым изгоем, Мухсин задается вопросом: "Но что движет преданным и вдохновленным актерским составом, который играет свою роль в этом культе смерти под названием ИГ, который уже стал именем нарицательным в наших журналах и СМИ? Актерский состав такого культа смерти имеет исламский фасад, но является ли он истинной причиной разжигания хаоса?.
Большинство мусульманского мира достигло консенсуса в том, что самопровозглашенное т.н. “исламское” государство, как и многие другие исламские экстремистские группы, демонстрируют, в лучшем случае, извращенную форму веры, которой следуют миллионы людей. Но это не дает ответа на вопрос, зачем кому-то рисковать своей жизнью ради дела, которое снова и снова доказывает свою ошибочность и ложность
Что это: видение веры или жестокость обстоятельств?
Для начала, чтобы ответить на этот вопрос, я должен развеять существующие предубеждения, что «исламское государство» в Ираке и Сирии (ISIS), равно как и любые другие аффилированные с ними исламские экстремистские группировки, по сути, являются исламским».
Далее египетский журналист приводит в качестве примера публикации своих западных коллег, которые распространяют такие убеждения. В частности, он упоминает канадского журналиста Грэма Вуда и его статью "Что на самом деле хочет ИГИЛ".
Ее автор утверждает, что религия, которую практикуют последователи группы, "вытекает из существующей интерпретации ислама".
Далее Мухсин приводит пример ученого Принстонского университета Бернард Хайкеля, который пошел дальше заявлений, прозвучавших в интервью Вуда, и стал утверждать, что мусульмане, которые отвергают толкования ИГИЛ Ислама "смущены тем, что их религия допускает такую идеологию".
Египетский журналист не скрывает своего возмущения и предлагает своим коллегам по цеху проконсультироваться с признанными мусульманскими учеными прежде, чем с умным видом выдвигать подобные претензии. И если осуждений и опровержений ИГИЛ, прозвучавших из уст известных мусульманских деятелей, таких как главные муфтии Египта и Саудовской Аравии им не достаточно для того, чтобы выяснить для себя отношение ислама к этой террористической организации и терроризму в целом, то Мухсин настоятельно рекомендует западным «экспертам» ознакомиться с 18-страничным открытым письмом, под которым подписались свыше 120 исламских ученых прежде, чем отправить его адресату: лидеру ИГИЛ Абу Бакру аль-Багдади. В этом письме содержится уничтожающая критика ИГИЛ и проповедуемой им т.е. «исламской идеологии».
Исключив, таким образом, феномен ИГИЛ из исламской парадигмы, египетский журналист переходит к вопросу о том, как ИГИЛ вербует своих сторонников. При этом Мухсин предлагает не упрощать суть вопроса, опускаясь на уровень тех, кто считает, что большинство завербованных ИГИЛ неофитов являются или психопатами, или адреналиновыми наркоманами.
Для примера он приводит двух братьев, которые подготовили и осуществили теракты в Париже в 2015. Ибрагим и Салех – два брата, которых друзья характеризовали не иначе, как "хорошие люди", а Салех был даже чем-то вроде ловеласа. Иными словами, при взгляде на двух этих отморозков глазами знавших их людей, мы явно не получим на выходе портрет психически больных людей. Это были вполне разумные люди, один из них несколько месяцев спустя взорвал себя в кафе в Париже, а второй пустился в бега.
Мухсин спрашивает, что могло толкнуть этих двух вполне здравомыслящих персонажей совершать такие жестокие поступки? Чем объяснить радикализацию людей, пребывающих в здравом уме и теле?
(продолжение следует)
Айдар Хайрутдинов