• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Интервью с автором книги «Малыши в Исламе» Маликой Умм Яхья

Время чтения: 7 мин
5617

 

Сегодня мы поговорим с автором книги «Малыши в Исламе» Маликой Умм Яхья.

Ваша книга «Малыши в Исламе» – о первых годах материнства. А что вы почувствовали, когда узнали, что станете матерью?

Радость. Удивление. Все случилось так скоро. Я думала, что надо будет ждать долго, но Всевышний послал нам ребенка почти сразу, альхамдулиЛлях. Хотя, надо сказать честно, я вообще не думала о том, что случится после родов. Для меня, как для многих женщин на постсоветском пространстве, уход за ребенком был абстракцией: я не представляла себе, что нужно делать, и слегка боялась. К тому же, я не была такой правильной женщиной, которая без устали любуется младенцами и с пеленок хочет большую семью. Мне кажется, у меня как будто был закрыт этот канал – до родов. А потом все изменилось. Аллах нас меняет так, что мы даже не замечаем. Я хочу сказать, что женщина, которая носила моего сына в матке, и женщина, которая написала книгу про материнство, – это в какой-то мере два разных человека.

Как возникла идея книги «Малыши в Исламе»?

Она появилась спустя год интенсивного чтения книг по детской психологии, книг о материнстве и об уходе за новорожденным. Хвала Аллаху, Он позволил мне немного разобраться в этой теме. Однажды я прочитала очень легкую и короткую книжку, такой пейпербэк, написанный в виде почти художественных рассказов про воспитание детей до года.

И я подумала, что можно было написать нечто подобное про то, что волнует мам-мусульманок. Ведь у нас много специфических вопросов. Например, как поститься? Сейчас месяц Рамадан, альхамдулиЛлях, и многие мусульманки кормят своих детей грудью. Могут ли они прервать пост, ведь дни такие длинные? Или еще вопрос – когда отлучать от груди? Тут есть ихтиляф (расхождение): ханафиты говорят отлучать в два лунных года или в два с половиной, а шафииты разрешают кормить до семи лунных лет. Что это значит? Это же два разных стиля воспитания ребенка, каждый из которых соответствует Шариату. Если вы отлучаете в два года, то надо уже в полтора увеличивать долю прикорма и учить укладываться спать без груди, возможно, с папой или бабушкой. Если вы шафиитка, то можно ждать до самоотлучения. Но обо всем этом надо думать заранее: никуда не годится общепринятый метод уехать на три дня, когда надо отлучить малыша. Подумайте сами: вашему малышу (да-да, в два года еще малыш!) и так плохо, молока больше не дают, а тут еще мама уехала. Это похоже на предательство. Мне это не симпатично. Нет, если надо отлучить в два года, то начинайте думать об этом за год, готовьте ребенка к отлучению. С девочками проще, они быстрее развиваются в этом возрасте, с ними вполне можно договориться уже в два. Мальчики сильнее привязываются к груди, тут требуется терпение…

Центром книги стало грудное вскармливание – ведь именно вокруг него выстраиваются отношения с ребенком до двух лет. Но я писала и про другое: про молитву с ребенком, про игрушки, про памперсы. Короче говоря, захотелось собрать весь опыт в одной книге и поделиться с сестрами. По сути, книга основана на двух идеях. Первая – что индустриальное общество, в котором мы живем, во многом ошибается. Кормить до трех месяцев, отдавать детей в сад, не носить на руках – это все наследие советского времени, заводского размаха, эпохи активно работающих женщин. Это ведь ужас-ужас. Но есть люди, которые выступают за естественность, за естественное родительство. И вот вторая идея – нам нужно все поверять Шариатом. Те, кто говорит хорошо и правильно про грудное вскармливание, тоже ошибаются. Например, они настаивают, что смазывать новорожденному полость рта фиником, – это неправильно и вредно. Но это сунна. Сунна стоит выше любых «научных открытий». Наука – штука условная: сегодня ученые говорят одно, завтра – другое. Вчера медицина велела отлучать рано, сегодня – поздно, завтра, возможно, нам снова скажут, что кормить до двух лет вредно. Но Шариат постоянен. Да, есть какие-то вещи, которые кажутся логичными, интересными и вроде как правильными. Например, мне было увлекательно читать Гленна Домана или Алис Миллер. Важно знать, при каких болезнях можно кормить, а при каких – нет. Последних – единицы. Но это все частности. А Шариат нам сообщает основы.

Изменились ли ваши взгляды на воспитание детей со времени издания книги?

Пожалуй, нет. Но о чем-то я бы сейчас написала подробнее – потому что вижу, как сильно это нужно. Главным образом – о домашних родах и релактации. В книге про домашние роды написано очень скромно, я боялась брать на себя ответственность за женщин, которые прочитают мою книжку и – ну вдруг – решат рожать дома. Это была с моей стороны перестраховка, и вся глава звучит неуверенно, с кучей оговорок. Ну и, конечно, неловко советовать рожать дома, когда у самой – роддомовское кесарево. Но сейчас думаю, что надо было все равно написать про домашние роды, роды с доулой (доула - более опытная женщина, помогающая молодой маме при родах) или акушеркой, подробно и обстоятельно, ведь информации про это мало, а она так нужна.

Во-вторых, надо было целую главу отвести релактации. Ведь это очень актуально. Усилиями некомпетентных врачей мусульманки перестают кормить, когда ребенку всего три-пять месяцев. Что делать? Конечно, возвращать на грудь! Это имеет смысл и в семь месяцев, и в десять, и в год и даже в полтора! Даже для ханафиток, которым нужно отлучать в два года. Ведь грудное вскармливание – это такой базис доверия и любви между матерью и ребенком. И до двух лет это сунна. Сложно ли релактировать? Нелегко. Но это стоит того. И недостаточно просто понимать это, нужна внутренняя решимость, нужна убежденность в том, что это очень и очень важно. Нам не хватает этой убежденности. Часто бывает, что ребенку всего месяц, мама не кормит, потому что думает, что молока мало, дом полон всяких штук для искусственных смесей. Мама вздыхает: «Мне очень хотелось кормить, жалко, что не получилось…» Хотелось кормить – так корми, чего же ты?! Прочитай рекомендации, начни их выполнять, вызови консультанта, если надо. Особенно если ребенку меньше полугода. Это же вообще несерьезно. Ну не бывает «мало молока»! Нет, бывает, конечно, но очень редко, и это серьезное гормональное заболевание. А у обычной здоровой небеременной женщины «мало молока» быть практически не может. Даже если вам кажется, что его мало, даже если ребенок часто просит грудь (он и должен часто ее просить), даже если говорят, что у вас род «немолочный». Моя бабушка прокормила детей три месяца, моя мама кормила меня месяц. Это ничего не значит. У меня есть молоко, альхамдулиЛлях.

Да, возникает вопрос: что делать, если вам противостоит муж или ваша мать. Что велит делать Шариат, если ваша мама-мусульманка велит вам ввести прикорм в два месяца, а вы уверены, что этим разрушаете организм вашего ребенка, ставите над его желудочно-кишечным трактом садистские опыты, возможно, сделаете его язвенником и, возможно, он не сможет из-за этого держать пост в Рамадан? Что делать в этом случае? Я не знаю. Как разубедить маму и сохранить при этом адаб? Я не знаю. Опять же нужна какая-то решимость. И это не умозрительная ситуация: множество моих подруг испытывают давление со стороны родственников, мол, слишком часто кормят, слишком долго кормят, слишком долго не дают прикорм, слишком мало дают прикорма, слишком много носят на руках. Это реальность.

А вот еще один печальный вопрос: что делать, если муж хочет, чтобы вы отлучили ребенка совсем рано? Скорее всего, это негативно повлияет на здоровье малыша и на прочность ваших отношений с ребенком, а вам ой как понадобится его понимание и доверие, когда придется в этом отнюдь не исламском обществе обучать ребенка читать намаз или носить хиджаб. Надо слушаться мужа. И все же – ситуация не из легких.

Что нужно, чтобы таких ситуаций не возникало? Как обычно – получать знания. По Шариату желательно кормить до двух лет. Если об этом будут знать все: вы сами, муж, мама – то, иншаАллах, все получится уладить. Ведь если известна цель – соблюсти сунну и прокормить до двух лет, – то нужно прилагать усилия и изучать правила, которые помогут добиться цели. И тут уже идет стандартная триада: кормить по требованию, спать вместе с ребенком и кормить ночью, отказаться от сосок и бутылочек. И все будет хорошо.

Каковы ваши планы на будущее? Хотите написать новые книги по воспитанию детей или о чем-то еще?

Я думала написать, иншаАллах, о воспитании детей от двух лет до тамйиза, то есть до шести лет где-то, до возраста различения, но пока материала мало. ИншаАллах, посмотрю, подожду пока. Но вообще хочется быть не писателем, а читателем: прочитать с учителем необходимые шариатские книги хотя бы в минимальном объеме, освоить арабский. «Малыши в Исламе» появились как будто бы ненароком, я писала книгу по вечерам и закончила где-то за месяц. Может быть, что-то еще, по Воле Аллаха, тоже напишется быстро и незаметно. Аллах знает лучше.

Что бы вы посоветовали мусульманкам?

Что я могу посоветовать? Я ничем не лучше других мусульманок. Уверена, что надо получать знания и все проверять на весах Шариата. Вот мой совет – в первую очередь, себе. Женщины часто склонны решать по наитию – что правильно, а что нет. Но нам надо строго ориентироваться по Шариату. Это наш компас. И тогда, иншаАллах, материнство будет полноценным. БисмиЛлях, вспомните меня в дуа.

 .

Социальные комментарии Cackle
Яндекс.Метрика