Ученые открыли уникальные хищные «водоросли»

Российские и канадские биологи открыли 2 новых вида хищных микроорганизмов, чьими предками были вполне обычные фотосинтезирующие красные водоросли. Родство между настолько разными организмами кардинально меняет представление об эволюции красных водорослей и растений вообще. Прежде предполагалось, что они сразу перешли к фотосинтезу после симбиоза с цианобактериями. «Обнаруженные нами 2 вида Rhodelphidia – живое подтверждение неправильности этого утверждения», — поясняет Денис Тихоненков из Института биологии внутренних вод РАН в Бороке.

Эти причудливые и очень небольшие существа, чья длина тела составляет порядка 10-13 микрометров, были отловлены российскими исследователями из вод озера Трубин в Черниговской области Украины и обнаружены в окрестностях кораллового рифа возле берегов тропического острова Кон-Дао во Вьетнаме. По своему поведению и устройству клеток микроорганизмы похожи на типичных одноклеточных хищников – они могут менять форму своей оболочки, обволакивают добычу, обладают жгутиком, могут преследовать ее или просто плавать по кругу внутри водоема, где они обитают. При этом у инфузорий, амеб и других простейших, а их митохондрии и ядро располагались необычным образом. Все эти нестандартные особенности вынудили специалистов тщательно изучить геном этих таинственных хищников. Их ДНК содержала в себе большое количество обрывков, которые не должны встречаться у простейших, поскольку они кодировали белки, связанные с фотосинтезом. Все эти гены были повреждены или отключены и в жизни этих хищников никак себя не проявляли.

Ученые с удивлением выявили, что ближайшими родичами Rhodelphis были не инфузории или амебы, а красные водоросли. Все это, полагает Тихоненков, радикально меняет представления науки о том, как эволюционировали растения и водоросли. Отныне нельзя говорить, что их предки сразу перешли к полному фотосинтезу, минуя фазу, когда они одновременно питались и «готовой» органической пищей, и производили ее сами, - пишет РИА Новости.

«Иными словами, в ранней эволюции растений и водорослей существовала ключевая промежуточная миксотрофная фаза, похожая на обнаруженных нами простейших, — заключает ученый. — Они существовали, по крайней мере, до того момента, как древняя пластида стала надежным источником энергии и питательных веществ».