• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Гюнтер Мулак: "Германия посылала в мусульманские страны коммерсантов, исследователей, археологов и ученых, но не солдат!"

Время чтения: 5 мин
2967

Автор - Гюнтер Мулак, первый в истории Германии комиссар федерального правительства по диалогу с исламским миром. Статья этого ответственного чиновника достаточно ярко демонстрирует позицию европейской элиты на перспективу сотрудничества с исламским миром.

У Германии и исламского мира – традиционно хорошие отношения, от которых выигрывают обе стороны. Наша страна посылала в мусульманские страны коммерсантов, исследователей, археологов и ученых, но не солдат.

Мы никогда не имели колоний из числа мусульманских стран. Немецкие востоковеды внесли большой вклад в изучение истории Ислама, арабского языка, а также литературы, науки, археологии и многих других аспектов культуры исламского мира. Многое из этого уже стало достоянием науки, но исследования не прекращаются.

Сегодня же мы сталкиваемся с новой ситуацией, когда на пороге 21 столетия мир все больше стремится к глобализации. В данных условиях нам необходимо научиться работать вместе и объединить совместные усилия, чтобы эффективно решать проблемы современности.

Мы должны задаться вопросом, что можно сделать для развития наших отношений и преодоления существующих разногласий. Нам следует стремиться не только к диалогу, но и к сотрудничеству на различных уровнях, в котором задействовано все гражданское общество.

Очевидно, мы должны работать еще больше, чтобы преодолеть исламофобию и распространить истинные знания друг о друге. Сегодня нам просто необходимы правильные представления о религии и культуре исламского мира.

События 11 сентября 2001 года и продолжающиеся акты терроризма потрясают сегодняшний мир. Непрекращающаяся война в Ираке со всеми ее отрицательными последствиями не упрощает нашу задачу, но делает ее решение еще более важным.

Многочисленные теракты, часто совершаемые людьми якобы от имени Ислама, под предлогом ведения «джихада» против западного мира, глубоко волнуют Европу и создают образ нового врага. Многие люди начинают считать Ислам угрозой Западу или, точнее, ценностям их общества.

В свою очередь, исламский мир воспринимает политику США как новый крестовый поход современных империалистов. Поэтому насилие, охватившее Палестину и Ирак, рассматривается как агрессия против всей мусульманской уммы.

Но люди всего мира, включая подавляющее большинство мусульман, протестуют против массовых убийств. Они лишний раз напоминают о той угрозе, которую представляют для всех нас терроризм и экстремизм в любой своей форме. Мы должны давать этому решительный отпор, используя подходящие средства.

В декабре 2004 года в Берлине впервые открылась Немецкая мусульманская академия. Она может стать прекрасной базой для серьезных дебатов и дискуссий.

На сегодняшний день также прошло почти три года с момента учреждения Целевого комитета по диалогу с исламским миром при Министерстве иностранных дел Германии. Приоритетной задачей для нас является развитие сотрудничества с мусульманами, а также стремление понять те причины, которые лежат в основе нынешнего чувства разочарования, радикализма, насилия и, в конечном счете, терроризма. Между тем, препятствий для взаимопонимания становится все больше, а доверие уменьшается.

Мы должны стремиться сделать все, от нас зависящее, чтобы преодолеть растущую пропасть между Западом и исламским миром. Нам необходимо найти ответ на вопрос, что лежит в основе взаимной ненависти и чувства вражды, которую испытывают друг к другу представители различных цивилизаций. Почему радикальный фундаментализм некоторых исламских группировок находит все больше сторонников среди разочарованной молодежи мусульманских стран? Почему в глазах многих приверженцев Ислама западные ценности представляются ничего не значащими?

Безусловно, фундаментализм не является чем-то таким, что присуще исключительно исламскому миру. Исторически его корни можно найти в американском протестантизме – в культуре, которая процветает и до сих пор. Однако мы выступаем не против фундаментализма как такового, а против его проявлений в форме радикальных действий в политической сфере.

Мы также должны понимать, что радикализация политической сферы во многом вызвана монополией на власть и подавлением всякой оппозиции в большинстве мусульманских стран, по крайней мере, в странах арабского мира. Социальная несправедливость, ухудшающееся экономическое положение широких слоев населения и процветающая коррупция также играют свою роль. Но еще более негативным фактором является несправедливость по отношению к исламскому миру на международной арене.

Несомненно, все мусульмане планеты глубоко обеспокоены процессами, происходящими на территории Палестины, а также в Ираке и в Афганистане. Многочисленные жертвы среди мирных жителей Афганистана, к которым привела развязанная США война против режима движения «Талибан» и аль-Каиды, а также продолжающиеся массовые убийства в Ираке расширяют пропасть между Западом и исламским миром.

Обе стороны считают себя жертвами. Они чувствуют, что им угрожают.

Воздействие кадров, демонстрируемых спутниковыми телеканалами по всему миру в этой связи, огромно. В СМИ изобилуют негативные стереотипы. Проблема заключается не в том, соответствуют ли истине репортажи CNN или арабских спутниковых телеканалов, а в том, какое впечатление они производят на миллионы и даже сотни миллионов мусульман по всему земному шару.

Для многих из них – по всей вероятности, для большинства – ближневосточный конфликт, а также оккупация Ирака войсками США и их союзниками, являются подтверждением того, что сегодня действительно происходит «столкновение цивилизаций» - столкновение Запада с исламским миром. Однако, это то, чего следует избегать, с европейской точки зрения. Да, мы имеем дело с политическим конфликтом. Но это – не конфликт цивилизаций.

Сложившееся у арабов впечатление, что Запад придерживается двойных стандартов, приводит к глубокому разочарованию среди них. Это же касается и всех мусульман мира. Они спрашивают, не являются ли провозглашаемые Западом права человека на самом деле чем-то таким, что признается лишь за «своими» гражданами; не является ли это предлогом, используемым для оказания давления на другие народы?

События в Ираке и ледянящие душу кадры из тюрьмы Абу Грейб глубоко подорвали доверие к нам, которое необходимо для успешного ведения диалога. Ведь он не возможен без убежденности в искренности партнера.

Нашим ответом должно быть возрождение доверия путем проявления внимания к проблемам исламского мира. Мы должны всерьез воспринимать то, что волнует народы мусульманских стран, развивать контакты между нашими цивилизациями на всех уровнях и называть существующие проблемы своими именами. В конце концов, мы не хотим навязывать своей точки зрения всему миру и не стремимся к тому, чтобы партнеры по диалогу в обязательном порядке приняли нашу философию.

Социальные комментарии Cackle