• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Животрепещущие вопросы: Каким человеком был покойный? Нет ли у него долгов? Если есть, то кто их выплату возьмет на себя?

Время чтения: 3 мин
2097

 


Животрепещующие  вопросы: каким человеком был покойный? Нет ли у него долгов? Если есть, то кто их выплату возьмет на себя?

В одном из хадисов о Пророке (с.а.в.) рассказывается о том, как его однажды призвали проводить в последний путь умершего. По обычаю, Мухаммад (с.а.в.) перед тем, как прочитать джаназа (заупокойную молитву), спросил у собравшихся достойным ли человеком был почивший.

После того, как ответа не последовало, Посланник Аллаха (с.а.в.) вновь повторил свой вопрос. И опять ему никто не ответил. Когда Пророк (с.а.в.) в третий раз спросил, кто-то из родственников вспомнил, что умерший напоил водой воинов, возвращавшихся с поля брани.

 Спросите - а что было бы, если в в ответ никто ничего не ответил? Возникло бы сомнение, а был ли покойный мусульманином…

В последнее время мы стремимся вернуться к своим истокам, восстанавливаем основы религии. Сразу замечу, да, действительно, это долгий и мучительный путь. С начала процесса  религиозного обновления и возрождения минуло 20 лет. А мы еще не усвоили даже элементарных вопросов веры. Я имею здесь в виду обряд дженаза.

Недавно мне пришлось принимать участие в похоронах одного уважаемого человека. На траурную церемонию собралось человек 15 и не больше, так как день был морозный и ветреный. Среди выступивших на церемонии прощания был один старец, как мне показалось, служитель культа, который говорил очень  убедительно и проникновенно. Однако никто из участников не предложил прочитать соответствующий случаю намаз. Покойного должны были отвезти и предать земле на кладбище в его родном селе, расположенном в 200 километрах от Казани. Понятно, что зимний световой день краток и потому, вероятно, родственники посчитали не тянуть с проводами и быстрее отправляться в путь.

У меня в душе зародилось сомнение, по всем ли канонам мы проводили покойного? И для того чтобы развеять их, я обратился к нескольким хазратам. Имам мечети «Казан нуры» Рустам Зиннуров сказал, что читать джаназа намаз в Казани необязательно, достаточно прочитать его на родине покойного, при стечении большего числа провожающих.

А вот мнение имама мечети «Мадина» Гильмуллы хазрата Халиуллина: «Возможно, прочитать этот намаз и здесь, и там, ведь ничего предосудительного в этом нет. Говорят, что если не прочитать этот намаз, покойники будут проклинать тех, кто не выполнил это. На мой взгляд, надо все-таки читать намаз джаназа там, где жил покойный, и его знали люди. Ведь необходимо дать ответ на вопросы, каким человеком он был, не остался ли он в должниках перед кем-то. В том случае, если за ним сохранился долг и никто не взял его на себя, говорят, он будет испытывать дискомфорт в могиле. А к тому же покойного надо везти 3-4 часа, и в дороге может испортиться тахарат. Вот поэтому и целесообразно читать намаз в том месте, где жил покойный».

Стало привычно торжественно и с подобающими почестями провожать в последний путь выдающихся сынов и дочерей нашего народа в зале Театра имени Г.Камала. Там, порой, собирается огромное количество людей. И я ни разу не помню, как эта многочисленная процессия становилась в ровные ряды на намаз по этому случаю.  На мой взгляд, коль уж мы взялись за возрождение всех атрибутов и церемоний, то должны не пренебрегать и этим. Ведь посмотрите, как наши единоверцы-турки достойно и с подобающим по случаю церемониалом провожают в последний путь своих соплеменников – на площади у мечети читают джаназа-намаз. По моему мнению, мечеть Марджани наиболее приспособлена для таких церемоний. Конечно же родственники покойного в суете, а может быть и по недомыслию могут и не знать всех процедур траурных мероприятий, а потому служителям культа надо в тактичной и деликатной форме объяснить им необходимость намаза и вполне возможно, никто из них не будет возражать против джаназа.

 

«Ватаным Татарстан»

Перевод Islam-today.ru

Социальные комментарии Cackle