• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

В то время, как российская сельская глубинка дышит на ладан, жители деревни Аш-Бужи Республики Татарстан процветают

Время чтения: 4 мин
2788

 

В то время, как сельская глубинка регионов России дышит на ладан, жители деревни Аш-Бужи Республики Татарстан процветают.

Село Аш-Бужи, что расположено в Кукморском районе, на карте Татарстана обозначено махонькой точкой на самом севере республики. Издревле его жители славились как искусные рукодельники - настоящие мастера валяльного и вязального промысла. О семье Магсумовых односельчане отзываются с особым уважением. Их трудолюбие, действительно, вызывает восхищение.  А что же мешает последовать их примеру?

В просторном двухэтажном доме проживает две семьи. Глава семейства Дамир абый и его супруга Зулейха апа, а также их сын Дамир с женой Нурсией и их детьми Зубарзят и Алмазом. Магсумовы организовали свое хозяйство по сезонному принципу. Летом они высевают 60-70 кг семян «чернушки» и осенью получают около 5 тонн севка, а с приходом холодов, как говорится, с головой «окунаются в рукоделие».

Впрочем, послушаем, что говорит хозяйка:

- Каждая моя землячка с молодых ногтей вяжет и рукодельничает.  Сама я даже не могу сказать с какого возраста впервые взяла в руки спицы, точно помню, что, будучи пятиклассницей, умела связать шаль с первой петельки до последней. Росла я в многодетной семье, нас у родителей было семеро ртов. Так что было некогда, как говорится, гонять собак – все сидели за рукоделием. Отец с раннего утра уходил в поле, мама управляла хозяйством. Они выкраивали время, чтобы съездить в Кукмор – продать наши поделки. Естественно, мы работали, соревнуясь друг с другом. Наверное, это было самое счастливое время. Тогда шаль стоила 110-120 рублей.

 На селе было принято выбирать невест, учитывая их мастерство в вязании. «Если суженая кудесница, то и дом – полная чаша», рассуждали женихи. Дамир абый тоже не исключение из общепринятого правила свою избранницу - Зулейху выбрал, основываясь на этом принципе. Невестушке в ту пору было всего 18 лет.

 Сырье, то бишь, шерсть, раньше оптом закупали в Волгоградской области, а теперь привозят из Казани. Вот уже несколько лет они сотрудничают в этом плане с одним предпринимателем, что надежно и выгодно.

 - Качественная шерсть сразу видна, она как бы заявляет о себе – вот она я. Мы закупаем оптом 20 килограммов и в течение года используем эту массу. Килограмм козьей шерсти стоит на рынке 170 рублей.

Какой бы качественной не была шерсть, ее надо очистить, довести до кондиции. Эту операцию выполняет Дамир абый.

Известно, что коза своеобразное создание, где только не бывает она, а потому нетрудно представить какого качества ее шерсть. Несмотря на то, что Магсумовы всю жизнь занимаются этим промыслом, они и их односельчане никогда не держали коз, аргументируя это скудостью пастбищ для коз.

После того как шерсть очищена и обработана, наступает черед изготовления нити. За это важное дело отвечает Зулейха апа и только после этого за дело принимается Нурсия. В последние годы Зулейха апа не берется вязать шаль, а занята исключительно вязанием носков. На шаль средней величины вязальщицы расходуют 300-350 граммов козьей шерсти.

- Если безотрывно заниматься вязанием, то за одну неделю можно связать шаль, рассуждает Нурсия, однако днем отвлекаешься на работу по хозяйству, потому за спицы берусь только вечером, коротая время у телевизора. Несколько лет назад мы возили свою продукцию на продажу на базар, что расположен в райцентре, а сейчас в этом нет необходимости – весь «товар» закупают у нас коммерсанты и, что примечательно, даже в теплую зиму и даже летом шали пользовались спросом.  Некоторые запасают на зиму, а кое-кто приобретает в качестве подарка на Сабантуй.

Если за шалью правильно ухаживать, стирать ее, оберегать от моли, то она долго будет служить хозяйке.

Нурсия ханум рекомендует стирать шерстяные изделия, слегка выжимая, в прохладной воде, используя, мягкий душистый шампунь. Сушить можно на веревке, не боясь, что изделие потеряет форму. Высохнув, оно вновь обретет свою форму.

Об экономических показателях своей «семейной фабрики» Магсумовы говорят неохотно. Вернее, они не ведут учета сколько связано за сезон шалей и носков. Наряду с шалями большим спросом пользуются и носочная продукция. Номинальная стоимость шали – 2 тысячи, а пары носков 250 рублей.

Сельская молодежь на старинный промысел смотрит с прохладцей. Зулейха ханум, естественно, не одобряет этого. Она даже не может представить как это коренной «аш-бужийке» не владеть рукоделием, а потому она с младых лет настояла, чтобы внучка вязала на спицах. Зубарзят владеет промыслом в совершенстве – вяжет шали и носки. Бабушка благодарит Аллаhа и частенько повторяет «Субхан Аллаh, есть кому продолжить семейную традицию!»

Из живности в хозяйстве Магсумовых имеются две буренки, бычок и телята. К лету они обзаводятся гусятами и цыплятами.

- Излишки молока продаем по 12 рублей за литр. Мясо тоже идет на продажу по цене килограмм – 180 рублей. Предприимчивые люди не дают возможности залеживаться продукции. Конечно, наши расценки не ахти какие высокие, а потому пользуются спросом. Недостатка в деньгах мы не ощущаем, если хочешь достойно жить на селе, надо трудиться, и не ждать манны небесной.

«Ирек майданы»

Перевод Islam-today.ru

Социальные комментарии Cackle