• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Минангкабау: как в одном народе уживаются власть женщин и ислам?

Время чтения: 2 мин
8990

В Индонезии в горных областях Восточной Суматры живёт народность минангкабау. Название народа, согласно народной традиции, переводится как «победить буйвола». Считается, что правитель империи Мажапахит из острова Ява объявил народу минангкабау войну. Царь Суматры вместо войны предложил устроить бой буйволов. Буйвол народа минангкабау одержал победу. С тех пор народность эта стала именоваться минангкабау: «минанг» означает «победитель», а «кабау» переводится как «водяной буйвол». Поэтому традиционные крыши домов и женские головные уборы минангкабау напоминают рога буйволов.

Согласно существующей легенде в середине XII века умер Махараджа Диражо, основавший царство Кото Бату. От трех его жен остались три маленьких сына. Его старшая жена, Пути Индо Жалито, взяла на себя обязанности по воспитанию и регентству над малолетними детьми, и таким образом она заложила основу для матриархата – власти женщин.

В этом народе веками формировались уникальные традиции и необычный социально-общественный уклад. Так, дети обязательно берут фамилию своей матери, а мужчины после брака переезжают жить в дом жены и живут там на правах гостя.

Минангкабау вначале придерживались первобытных языческих верований (анимизм), а также поклонялись силам природы. Позже из Индии к ним проникли индуизм и буддизм. Однако, несмотря на матриархальную культуру, среди минангкабау больше всего распространился ислам. Хотя известно, что основой ислама считается патриархальный порядок.

После того, как имам проводит обряд бракосочетания (никах), у обычных мусульман принято, чтобы невеста переезжала в дом своего мужа. Однако у минангкабау все происходит с точностью наоборот. После никаха жених переезжает в дом своей жены и живет там вместе с её семьей. Также у минангкабау существует традиция калыма за невесту. Его размер определяет семья девушки в зависимости от уровня образования и материального состояния жениха.

В день свадьбы жениха забирают из его дома и приводят в дом невесты. Здесь его встречают танцами и музыкой на традиционных музыкальных инструментах. В доме невесты по исламским канонам совершается обряд никаха. Семья невесты одевается в национальные одежды. В день свадьбы они носят на головах подарки, гостинцы и деньги, предназначенные для жениха. 

На самом деле это может выглядеть как неравенство и несправедливое распределение социальных ролей. Но после свадьбы женщины минангкабау приобретают социальные и экономические привилегии. Домочадцы и все имущество находятся в подчинении самой старшей женщины в доме. Она считается главой семьи и все проблемы, связанные с правами на землю, с взаимоотношениями между родственниками в семье, решаются по её воле.

В семьях на мужчин возложена главная миссия – материальное обеспечение жены и своих детей. Многие мужчины в поисках работы покидают свои деревни и лишь время от времени приезжают домой. Однако, даже вернувшись с заработков, они не имеют права вмешиваться в домашние дела.

Несмотря на то, что многие антропологи полагали, что матриархат должен со времнем неизбежно исчезнуть, минангкабау с гордостью доказывают обратное и продолжают сохранять свои традиции, по-женски противостоят современному обществу.

Статья подготовлена на основе материалов Ратхины Санкари.

Социальные комментарии Cackle