• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Вселенная. Поразительные достижения мусульман в исследовании космоса, или величайшие астрономы в истории - мусульмане

5281
Вселенная. Поразительные достижения мусульман в исследовании космоса, или величайшие астрономы в истории - мусульмане

Вселенная. Поразительные достижения мусульман в исследовании космоса, или величайшие астрономы в истории - мусульмане


Ночное небо и космос всегда служили вдохновением для поэтов, музыкантов, философов и учёных на протяжении тысячелетий, в том числе и для мусульман. Islam-Today.ru продолжает публиковать эксклюзивный перевод материалов из книги "1001 изобретение или вклад мусульман в современную цивилизацию"

Благодаря любопытству людей к тайне неба, двенадцать веков назад был осуществлён первый полёт человека, в то время как другие, посредством телескопов, устремили свои внимательные взоры в ночное небо. Жителям исламских стран необходимо было знать точное время ежедневных молитв, которое зависело от местоположения Солнца, направление в сторону Мекки из различных географических зон, и цикл Луны для составления лунного календаря.

Таким образом, мусульмане совершили эпохальные открытия: например, первые данные о звёздной системе за пределами нашей галактики и третьей неравномерности в движении Луны, а также разработали приборы, которые помогли заложить основу современной астрономии. В их число входили глобус звёздного неба, армиллярные сферы, универсальные астролябии и секстанты. Развитие астрономии началось в 8 веке, с появления первой обсерватории и составления астрономических таблиц.

Сегодня имена всех этих звездочётов и других выдающихся мусульманских мыслителей можно вспоминать каждый раз глядя на небо, потому что в их честь названы различные территории Луны и более ста шестидесяти пяти звёзд носят арабские названия.

«И Он [Аллах] – Тот, Который создал ночь и день, и солнце и луну. Все они (небесные тела) плывут по своей орбите».

 

Коран (21:33)

ПОЧЕМУ МУСУЛЬМАНЕ ПРОВОДИЛИ так много времени глядя на небо? Вероятно, потому что им было необходимо точно устанавливать время ежедневных молитв на протяжении года в зависимости от положения Солнца, поскольку молиться полагается на рассвете, в полдень, днём и вечером. Мусульмане также должны знать точное направление в сторону Мекки из той точки земного шара, где они находятся: в этом может помочь наблюдение за положением Солнца и Луны. К тому же в Коране содержатся важные откровения относительно небес, которые необходимо было изучить. Последним стимулом для проведения исследований в этой области было создание календаря.

Мусульманский календарь является лунным, то есть месяцы меняются в зависимости от положения Луны и её фаз. Месяц начинается с появления на небе нового полумесяца. Это имеет особенное значение в Рамадан, когда мусульмане постятся с рассвета до заката на протяжении всего священного месяца.

Тысячелетие назад мусульманских учёных, движимых религиозными факторами, больше всего интересовала астрономия. Их открытия в этой области служили человечеству на протяжении столетий. В эпоху Возрождения известный математик и астроном Региомонтанус (15 век) в своей работе опирался на книги мусульман, а Коперник в своей книге «De Revolutionibus» постоянно ссылается на мусульманских астрономов 11 и 10 века, Аз-Заркали и Аль-Баттани.

Большинство астрономических открытий были сделаны мусульманами в обсерваториях  на востоке, и на протяжении трёхсот лет, в течении которых исламский халифат управлял Толедо (Испания), эта территория оставалась центром мировой астрономии. Разработанные там астрономические таблицы использовались европейцами на протяжении двух веков.

Наблюдение за небесными телами предполагало интенсивный труд и проведение ежедневных наблюдений за Солнцем и Луной, которые следовали по небесному своду. Результаты этих наблюдений позволили установить параметры Солнца, а также получить информацию о долготах и широтах планет, измерение которых производилось с интервалом в две недели.

В 9 веке Халиф Багдада Аль-Мамун учредил академию Дом мудрости для переводов манускриптов. Одной из первых работ, переведённых на арабский, был труд александрийского астронома Птолемея «Великое Построение»,  где описывалась вселенная, в которой Солнце, Луна, планеты и звёзды движутся вокруг Земли.

Этот труд, известный арабским учёным под названием «Альмагест», оставался основой науки о космосе на протяжении пяти веков. Тем не менее, мусульмане разработали науку, превосходившую греческие математические методы, представленные в этом трактате. В частности, достижение исламских математиков в области тригонометрии стало важным инструментарием в западной астрономии эпохи Возрождения.

Среди мусульманских учёных было большое количество астрономов, ставших основателями современной науки и сделавших значительный вклад в её развитие. Ниже приведена информация о самых выдающихся из них.

Аль-Баттани, известный на западе как Albategnius (дата смерти 929 год н.э.) создал «Книгу сабиевских астрономических таблиц», которая продолжала оказывать влияние на науку на протяжении веков, даже после смерти учёного.  В ней содержался расчёт времени появления новой Луны, длительности солнечного и сидерического года, прогноз затмений, описание явления параллакс. Даже если он не был автором открытия, то изложил в доступной форме первые принципы современных тригонометрических соотношений, внёс поправки в теорию Птолемея, которая считалась основным трудом по астрономии до этого времени. Аль-Баттани сделал важное открытие о том, что движение точки апогея Солнца, или местоположения светила среди звёзд, в период наибольшей удалённости его от Земли было не таким, как во времена Птолемея. Греческий астроном указал, что Солнце находится на долготе шестидесяти пяти градусов, а Аль-Баттани изменил эти данные показателем восемьдесят два градуса.

Подобное расхождение было достаточно большим, чтобы можно было расценить его как неточность измерений: сегодня нам известно, что солнечная система находится в движении. Но в то время учёные не могли сделать подобного заключения, поскольку считалось, что Земля является центром Вселенной.

Аль-Бируни жил между 973 и 1048 годами. Он утверждал, что Земля вращается вокруг собственной оси, сосчитал её окружность и знал, как можно определить с помощью научных методов направление в сторону Мекки из любой точки земного шара. Аль-Бируни был автором около 150 работ, включая тридцать пять трактатов по теоретической астрономии, но только шесть из них сохранились до наших дней. 

«После длительной работы в сфере этой науки, я заметил, что работы по движению планет всегда отличаются друг от друга, и многие авторы допускают ошибки в проведении наблюдений и установлении правил. Я также заметил, что спустя время расположение планет изменяется относительно недавних и предыдущих наблюдений; перемены в прежних расчётах обусловлены отклонением от плоскости эклиптики, которое влияет в том числе и на затмения. Постоянное сосредоточение внимания на этом предмете позволило мне усовершенствовать эту науку». 

Аль-Баттани, астроном и математик (858-929 годы н.э.)

 

Многие люди считают, что астрономия погибла вместе с греческой цивилизацией и пережила своё возрождение благодаря Копернику, польскому астроному 15 века, который стал известен благодаря гелиоцентрической теории, ставшей началом современной науки.

Тем не менее, многие историки не считают совпадением то, что его модель солнечной системы является математически идентичной с появившимися за столетие до него разработками Ибн аш-Шатира. Известно, что работа Коперника во многом опирается на всеохватывающий трактат по астрономии Аль-Баттани.

 

Математический инструментарий, разработанный мусульманами до Коперника, который в современной науке называется соединением векторов постоянной длины, вращающихся при постоянной угловой скорости, идентичен приёмам Коперника. Единственным различием научных теорий было в том, что у Коперника Земля вращалась вокруг Солнца, в то время как у мусульман она была фиксирована в своём положении в космосе. Коперник также пользовался инструментами восточных астрономов: к примеру, параллактической линейкой, которая ранее использовалась только в обсерваториях Самарканда и Мараги.

Вселенная. Поразительные достижения мусульман в исследовании космоса, или величайшие астрономы в истории - мусульмане

Вселенная. Поразительные достижения мусульман в исследовании космоса, или величайшие астрономы в истории - мусульмане

Персидский манускрипт ХV века из обсерватории Насир ад-Дина ат-Туси в Мараге с изображением работающих учёных, в котором запечатлена астролябия, использовавшаяся для обучения астрономии. Обратите внимание, что астролябия подвешена на стене

Ибн Йунус проводил наблюдения на протяжении тридцати лет (с 977 года), используя огромную астролябию, диаметр которой составлял 1.4 метра. Он смог зафиксировать более десяти тысяч положений Солнца на протяжении этих десятилетий.

Абд ар-Рахман ас-Суфи был персидским астрономом (10 век), о котором мы еще напишем в статье «Звёзды».

Аль-Фаргани был одним из астрономов при дворе Халифа Аль-Мамуна. Он создал труд об астролябии, в котором объяснялись математические основы работы инструмента и внесение исправлений в геометрическую конструкцию центрального диска прибора. Его наиболее известная «Книга о движениях Солнца и энциклопедия звёздной науки», посвящённая космографии состоит из тридцати глав, которые содержат описание населяемой части Земли, её размеров, расстояний между небесными телами и Землёй, и подсчёт их размеров.

Аз-Заркали, известный в Европе как Арзахель или Азаркиель (дата смерти 1087 год), был автором известных таблиц Толедо и сложной астролябии сафиха, которую можно было использовать в любой географической точке, и подробной инструкции к ней.

Джабир ибн Афлах (дата смерти 1145 год) был первым, кто спроектировал переносную небесную сферу для измерения небесных координат (современное название – торкветум). Джабир особенно известен своим вкладом в сферическую тригонометрию.

Ибн Рушд из Кордовы (12 век), которого в Европе величали Аверроэсом, был не только знаменитым врачом, но и астрономом, который сделал открытие существования пятен на Солнце.

Ибн аш-Шатир, астроном 14 века, внёс поправки в труд Птолемея, который считал, что Луна ближе к Земле, чем она есть на самом деле. Как и другие мусульманские астрономы до него, он обнаружил недостатки греческой модели солнечной системы. Ибн аль-Шатир говорил: «Я прошу Всемогущего Аллаха дать мне вдохновения и помочь создать модели, способные достичь требуемой цели. Да будет вознесён Господь и будет воздана хвала и благодарность Ему, Тому, кто дал мне силу изобрести универсальные модели приборов для слежения за движениями планет, их долготами и широтами, а также за всеми доступными наблюдению движениями, моделями приборов, освобождение от сомнений, которые окружали предыдущие. Пусть примет Господь мою благодарность».

Мы можем обнаружить следы средневековой исламской астрономии и по сей день. Слова зенит, азимут и названия звёзд в Летне-осеннем треугольнике (Вега, Альтаир, Денеб) - все по происхождению являются арабскими. Тысячи арабских манускриптов не исследованы до сих пор, но приобретают известность имена наиболее выдающихся астрономов той эпохи, посвятивших свою жизнь изучению космоса и небесных явлений.

Автор: Ринат Габбасов

 Специально для Islam-today.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Комментарии

Яндекс.Метрика