Реклама
  • Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

История рода Ризаэддина Фахреддина, или кто такие "тептяри"

3196

Ризаэддин Фахреддин

Ризаэддин Фахреддин

«О, люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга»
(сура "Аль-Худжурат", аят 13)

Ризаэддин Фахреддин является одним из выдающихся деятелей мусульман России конца 19 - I пол. 20 века. Кроме того, что он был писателем, просветителем, историком, видным учёным и религиозным деятелем, в 1921-1936 годах ему пришлось возглавить Центральное Духовное Управление мусульман России. А это был самый сложный период для мусульман в стране - время, когда закрывались и разрушались мечети, преследовались и расстреливались священнослужители и верующие.

Ризаэддин хазрат родился в 1859 году в деревне Кичучат (Кичучатово) Бугульминского уезда Самарской губернии (ныне Альметьевский район Республики Татарстан). Р. Фахреддин происходил из рода потомственных мулл. В свое время его дед Сейфутдин Субханкулов (1776 г. р.) служил муллой в Кичучате всю первую половину 19 столетия. Позже трое его сыновей пошли по стопам отца.

Ризаэддин Фахреддин с семьей

Ризаэддин Фахреддин с семьей

Отец будущего муфтия Фахреддин (1820–1891), с 1840-х становится указным муллой Кичучата. Его первая жена Мавгуба Рамкулова (1822–1873), кроме двух дочерей, подарила сыновей: Мингазеддина (1843 г. р.), Кашафуддина (1853) и Ризаэддина (1859 г. р.). Мать Ризаэтдина была дочерью имама соседней деревни Старое Иштиряково - Рамкул хазрата. Она родилась в 1821 году, умерла в 1873-м и похоронена в деревне Кичучат. Рамкул хазрат был образованным, начитанным человеком, собирал рукописные книги. Его предки были из образованных мулл.

Вопрос о происхождении и национальности Ризаэддина Фахреддина часто становился предметом жарких споров между татарскими и башкирскими историками. Проблема заключается в том, что в дореволюционной России население делилось властью прежде всего на сословия, и конфессиональные группы, а не народности (национальности).

В метрических книгах, ревизских сказках и других официальных документах указывалась сословная принадлежность человека. Среди мусульман Поволжья и Урала в 18-19 вв. были распространены такие сословия, как ясачные татары, служилые татары, мещеряки, башкиры, новобашкиры, тептяри, казаки и др. В зависимости от сословия менялись налоги и повинности человека перед государством.

Согласно утверждению М.И. Роднова, в материалах подворной переписи в деревне Кичучат есть карточка 1900 - 1901 гг., где указано, что Ризаэддин Фахреддин “тептяр”. Это подтверждается самим хазратом в его многотомном труде “Асар”, посвященном биографиям мусульманских деятелей Поволжья и Урала. Там он приводит информацию от Галимджана Баруди о своем тептярском сословии.

Ризаэтдин Фахретдин: "Для меня узнать даты рождения учёных дороже, чем ведро золота"

Ризаэтдин Фахретдин: "Для меня узнать даты рождения учёных дороже, чем ведро золота"

Кто же такие тептяри?

Карл Вильгельм Миллер в конце 18 века дал следующее определение сословию тептяр:

Тептяр слово татарское, и значит такого человека, который не в состоянии платить подушных денег. Оно пригодилось для основателей, которая в половине шестнадцатого столетия, по случаю причиненного царем Иваном Васильевичем Казанскому царству разрушением, собралась из черемис, чуваш, вотяков и татар на Урале, а особливо в составляющей Башкирию и к Уфимской провинции принадлежащей оного части, и весьма стала многолюдна. Сии люди, употребляя разные по не одинаковой своей природе языки, а от части и в вере, перемешались, исключая татар, так, что иногда и нарочито трудно дознаваться, от какого происходят они племени.

Татарский этнограф Гайнуддин Ахмеров, одним из первых в 1908 году написавший научный труд о тептярях, приводит такое описание:

Тептяри делятся по национальностям на тептярей-татар, тептярей-черемис и тептярей-вотяков. Прочих инородцев, а также и русских, в числе тептярей не находится.

… Тептяри делятся также и по вероисповеданиям — на мусульман и не мусульман. К первой группе относятся тептяри-татары, ко второй — язычники черемисы и вотяки.

Вся масса тептярей-мусульман говорит татарским языком, близким к наречию казанских татар. По языку, наружности и обычаям они составляют тюркский элемент и ничем не отличаются от казанских татар. Внешний быт тептярей (постройки, костюм, утварь, пища и др.) тоже татарский…

…сами тептяри называют себя или новыми башкирами, или же просто татарами…

Родословная Ризаэддина Фахреддина такова: Ризаэддин - Фахреддин - Сейфутдин -Субханкул - Бикмухаммад - Юлдаш аш-Ширдани аль-Асыл.

Его предки происходят из деревни Ширданы Свияжского уезда Казанской губернии (ныне д. Большие Ширданы Зеленодольского района). Чтобы не подвергнуться насильственному крещению, они были вынуждены переехать на восток и в результате осели в деревне Кичучат Бугульминского уезда Самарской губернии. Данная родословная была написана Галимджаном Баруди на основе официальных документов и приводится Ризаэддин хазратом в “Асаре”.

Таким образом, род Ризаэддина Фахреддина происходит из казанских татар села Большие Ширданы, что находится на высоком берегу Волги. После поражения Казанского ханства, испугавшись насильственной христианизации, его прадед Юлдаш был вынужден переселиться на территорию современного Альметьевского района республики Татарстан. Однако необходимо отметить, что сам Ризаэддин хазрат не любил использовать название “татары”, а вместо этого предпочитал использовать определение “казанские тюрки”.

Также на эту тему читайте:

5 истинных духовных лидеров татарского народа

Абденнасыр Курсави и Риза Фахретдин: критики догматизма и схоластики

Репрессии в отношении мусульманского духовенства. Начало

Мухсин Нурулла

Использованные источники:

1. Ахмеров Г. Тептяри и их происхождение. — Казан: Хәтер, 2000. — С. 301—320.

2. Миллер Карл Вильгельм. «Описание всех в Российском государстве обитающих народов..» Часть первая. О народах финского племени. - С-П, 1776. - Пер. с немецкого.
 
3. Ризаэддин Фахреддин. Асар. 3 һәм 4 томнар. — Казан: Рухият, 2010. — С. 364 (на татарском языке).

4. Роднов М.И. Семья Р. Фахретдинова по материалам земской переписи 1900–1901 гг. // Проблемы башкирской, татарской культуры и наследие Ризы Фахретдинова: Материалы межрегионального симпозиума (13 мая 2005 г.). - Уфа: ООО «Принт+», 2006. - С. 15-20.

Комментарии для сайта Cackle
Яндекс.Метрика