• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Саид Кямилев: «Главной проблемой мусульман остается проблема достижения ими позитивного единства на подлинно исламской основе»

Время чтения: 9 мин
4431

15 февраля 2013 года на вопросы читателей Islam-Today (Ислам - Сегодня) ответил профессор Саид Хайбулович Кямилев - директор Института исламской цивилизации (Москва), действительный член Иорданской Королевской академии исламской мысли (Амман), а также член Высшего совета ИСЕСКО по образованию, науке и культуре (Рабат).

- Уважаемый Саид Хайбуллович, расскажите, пожалуйста, как проходят современные Хасанийские чтения, в которых вы принимаете участие? Каков ваш вклад в эту работу? (Рустам)

- Напомню, что "Хасанийские чтения" носят такое название в честь покойного Короля Марокко Хасана II, который выступил инициатором открытия трибуны регулярных международных Собраний мусульманских ученых в Священный месяц Рамадан, восстанавливая таким образом научные традиции и похвальные обычаи, что зародились и развивались в лоне этого  государства.

Хасанийские рамадановские чтения организуются до наступления предвечерней (закатной) молитвы Магриб и проходят в торжественной обстановке высокого научного мусульманского собрания. По-арабски оно буквально называется уроком (дарс). Все его участники вместе с королем располагаются на полу, скрестив по-восточному ноги. Ученый, дающий при этом урок на какую-нибудь заданную тему из Священного Корана или хадисов Пророка Мухаммада (мир ему), подчеркнуто возвышается всем собранием, сидя на высоком  кресле, и все присутствующие оказываются даже ниже уровня его ног, чем символически подчеркивается высший приоритет ЗНАНИЯ перед всем остальным в земной жизни человека…

"Хасанийские чтения" стали в наше время заметным явлением мирового масштаба. Они транслируются сегодня на весь мир в прямом эфире с использованием самых современных коммуникационных средств и технологий. Их перевод осуществляется на ведущие мировые языки для их распространения среди неарабоязычной читательской аудитории.

Среди  важных причин, вызывающих большой интерес к "Хасанийским чтениям", следует выделить прежде всего тот заслуженный авторитет, которым неизменно пользуется Марокканское королевство как у мусульманских, так и у немусульманских народов. И, конечно же, к причинам международной популярности Хасанийских рамадановских мусульманских собраний относится их высочайший академический уровень, обеспечиваемый участием в них элиты из числа крупнейших мусульманских ученых, прибывающих в Марокко со всех концов земли и представляющих основные идейные течения и научные направления современного ислама. Последнее обстоятельство дает Хасанийским чтениям возможность вносить свой эффективный вклад в строительство прочного здания подлинно исламской солидарности и сотрудничества на основе истинного учения ислама, базирующегося на Священном Коране, благородной Сунне  и великих мусульманских принципах шýра  и иджма , обязательных при принятии тех или иных фундаментальных решений или установлений, касающихся важнейших сторон жизни мусульман и их разнообразных сообществ – национальных, региональных, государственных.

В немалой степени популярность Хасанийских чтений связана также и с сохранением в наши дни практики проведения этих величественных мусульманских собраний под руководством и при непосредственном участии в них достойного сына и верного последователя Хасана II – Его Величества Короля Мухаммада VI, уверенно продолжающего эту замечательную мусульманскую научную традицию, восстановленную во второй половине прошлого века его славным отцом, и увеличивающего таким образом награду покойному от Всевышнего согласно хадису Пророка Мухам-мада (мир ему):  «Установившему добрый обычай в исламе – награда за него и еще награда того, кто следовал ему вплоть до Судного Дня».

С 1996 года Институт исламской цивилизации в рамках сотрудничества с Марокканским министерством по делам вакуфов и ислама приступил к регулярному изданию на русском языке материалов "Хасанийских чтений", ежегодно проводимых в дни Священного месяца Рамадан в столице Марокко Рабате и других городах страны. Издание "Хасанийских чтений" на русском языке – замечательный пример расширяющегося цивилизационного взаимодействия России с исламским миром. Оно, с одной стороны, несомненно способствует лучшему пониманию ею этого мира, а с другой – решению важнейшей задачи широкого просвещения как мусульман, так и немусульман нашей страны, а также ее соседей по СНГ.

- Как сейчас складываются отношения России с ИСЕСКО? (Айгуль)

- Исламская организация по образованию, науке и культуре (ИСЕСКО) создана в 1982 году по инициативе "Организации Исламская конференция" (ОИК), переименованной несколько лет назад в "Организацию исламского сотрудничества" – ОИС.

В определенном смысле ИСЕСКО можно представить как параллель ЮНЕСКО для исламского мира. К настоящему времени членами ИСЕСКО являются более 50 государств. 15 февраля 2007 года наша страна получила статус государства-наблюдателя в ОИК и немногим позже на таких же правах была принята в ИСЕСКО. Тем самым вновь была убедительно продемонстрирована неизменность стратегического курса России на всесторонне укрепление взаимодействия с исламским миром.

Непосредственные отношения сотрудничества с нашей страной ИСЕСКО начала устанавливать со второй половины 90-х годов минувшего века. Ее Генеральный директор доктор Абдульазиз ибн Осман ат-Твейджри неоднократно приезжал к нам, и каждый его визит знаменовал собой очередной шаг на пути расширения и углубления гуманитарной деятельности ИСЕСКО в России. Он, в частности, побывал в сентябре 2009 года в Татарстане, где участвовал в международной научно-практической конференции «Мусульманское образование в России и в соседних регионах», организованной под эгидой ИСЕСКО Российским государственным  гуманитарно-педагогическим университетом (РГГПУ) и казанским Российским исламским университетом (РИУ).

За большой вклад в дело развития научно-культурного сотрудничества с нашей страной доктор Твейджри был удостоен степени Honoris Causa РГГПУ, а по его рекомендации казанский РИУ и несколько позже башкирский РИУ были приняты в полноправные члены Федерации университетов Исламского мира – ФУИМ.

В настоящее время прорабатывается вопрос об организации специализированных кафедр ИСЕСКО/ФУИМ при этих университетах.


- Что, на ваш взгляд, нужно для возрождения полноценного исламского образования в России? (Эльмира)

- Вопрос, очевидно, требует некоторого уточнения: какой уровень исламского образования имеется в виду – начальный, средний или высший? Можно предположить, что – высший. Если говорить о нем, то за последние годы в разных регионах России открылось несколько исламских университетов, которые становятся все более заметным явлением не только в области самого исламского образования, но и в общем научном и культурном пространстве нашей страны, чему в значительной степени способствует создание со стороны государства самых благоприятных условий для их функционирования. Из них, в частности, чрезвычайно важное значение имеет возможность для молодых исламских университетов устанавливать договорные отношения научно-производственного сотрудничества с ведущими российскими гуманитарными вузами, которые делятся с ними своим богатым методическим опытом по организации учебного процесса на уровне, отвечающем требованиям нашего времени, а также помогают в деле преподавания учебных дисциплин общегуманитарного характера – истории, экономики и русского языка, как универсального языка межнационального общения, хорошее владение которым абсолютно необходимо для всякого, кто занимается публичной деятельностью в области просвещения и образования в России, да, пожалуй, и в других государствах, входящих в состав СНГ. Достаточно упомянуть, например, что сегодня именно этот язык оказывается ведущим языком мусульманской проповеди в регионах, в которых мусульмане представлены самыми различными национальностями.

- Саид Хайбуллович, где бы вы посоветовали получить достойное исламское образование? Какие страны вы считаете наиболее перспективными в плане религиозного образования? (Мунир)

- Сегодня, благодаря созданию в нашей стране целой сети исламских университетов, большинство из которых уже стали полноценными гуманитарными вузами, вопрос выбора среди них во многом, если не в первую очередь, зависит от места проживания желающего получить исламское образование. Что касается зарубежного образования, то, к большому сожалению, возможности его получения сегодня резко сузились из-за очень нестабильной обстановки в таких, например, арабских странах, как Египет, Сирия, Тунис, Ливия, традиционно бывших центрами высшего мусульманского образования. Но, хвала Всевышнему, сохраняют в полной мере свою деятельность хорошо зарекомендовавшие себя исламские вузы Марокко, Иордании и Малайзии.

- Разделяете ли вы мнение о том, что нет необходимости получать исламское образование за рубежом и можно ограничиться знаниями, полученными в нашей стране? (Мунир)

- Однозначно ответить на столь категорично сформулированный вопрос невозможно. Но если сузить его и иметь в виду опять-таки высшее исламское образование, то я исхожу из того, что для россиян исламское образование за рубежом, несомненно, чрезвычайно полезно, но принципиально должно организовываться как дополнительное к тому базовому образованию, которое они обязательно должны получить именно в нашей стране. Только в таком случае они смогут затем правильно ориентироваться в том безбрежном море исходных идейных установок и течений, которые доминируют в тех или иных странах современного исламского мира, где можно было бы получить хорошее мусульманское образование.

- Как, на ваш взгляд, можно решить проблему нехватки духовных кадров в России? (Салих)

- Она уже решается и довольно успешно, о чем я уже говорил в ответах на предыдущие вопросы.

- Саид Хайбуллович, интересно было бы узнать, над чем сейчас работает Институт исламской цивилизации, когда появится очередная книга про Ислам? (Марат)

- Не в моих правилах загадывать на будущее, но мог бы порекомендовать книгу "Ислам и его цивилизация", подготовленную в нашем Институте и выпущенную казанским Издательством "Магариф"  в кооперации с Татарским государственным гуманитарно-педагогическим университетом и казанским Российским исламским университетом. 

- Как вы думаете, на современном этапе, решением каких первостепенных проблем должны заниматься мусульмане России (и мира в целом)?

- На современном этапе, как и всегда, главной проблемой мусульман по-прежнему остается проблема достижения ими позитивного единства на подлинно исламской основе, то есть на основе верного освоения и непредвзятой трактовки Священного Корана и Сунны Пророка Мухаммада (мир ему).

- Подскажите, пожалуйста, как мотивировать себя на изучение арабского языка? (Алсу)

- Очень хороший вопрос! – нужно мотивировать себя той целью, которую Вы поставите перед собой, то есть честно ответить себе самому на вопрос: для чего мне нужен арабский язык? От ответа на него будет зависеть и степень Вашей мотивировки, и расчет Вашего времени и сил на изучение этого божественного языка.

- Уважаемый Саид Хайбуллович! Будьте добры, подскажите, пожалуйста, есть ли государственные вузы в которых можно заниматься научной деятельностью в теологическом направлении, имея базовое филологическое образование (к.ф.н.). Если нет, то есть ли возможность получить дополнительное (бюджетное) образование по теологическим наукам? (В арсенале также второе высшее по психологии и истории культуры. В аспирантуре Института языка КГУ им. Ульянова - Ленина занималась вопросами семантики текста, исследуя концепты абстрактных номинаций, в том числе специфическую природу сакральных имён, на материале текстов с многоуровневой синкретической структурой). Есть ли возможность учиться заочно, т.к. постоянно проживаю в г. Казани? Возможно есть грантовые программы, групповые научные проекты? Очень хочется реализовать свой скромный научный и потенциал на благо развития Исламской мысли и саморазвития в лоне Ислама. (Эльмира)

- Да, сегодня такие вузы есть. В дополнение к московскому Институту востоковедения Российской академии наук, Санкт-Петербургскому Институту восточных рукописей и московскому Институту стран Азии и Африки научной деятельностью в теологическом направлении можно заниматься уже и Российских исламских университетах, например, Казани и Уфы. 

Социальные комментарии Cackle