Реклама
В России

Развитие системы религиозного образования в современном Башкортостане

4830

Развитие системы религиозного образования в современном Башкортостане

В середине 1990-х годов в связи с активизацией националь­ных религиозных и политических процессов в России появился ряд самостоятельных муфтиятов, в том числе Духовные управле­ния Республики Татарстан и Республики Башкортостан, не подот­четные Центральному духовному управлению мусульман России. Республика Башкортостан представляет собой уникальное явле­ние, поскольку на ее территории одновременно действуют два муфтията: мусульмане северной и северно-западной части респуб­лики находятся под юрисдикцией ЦДУМ, а верующие централь­ных и южных районов подведомственны ДУМ РБ.

Из 413 мусульманских приходов, зарегистрированных в 1990-е годы, к ЦДУМ России относились 149 общин, а к ДУМ РБ -264. При том что мусульманское население Республики Башкорто­стан представлено примерно в равной пропорции татарским и башкирским этносами, первоначально инициаторами создания ДУМ РБ выступили башкирские национальные организации, а в ведении ЦДУМ России остались территории с преимущественно татарским населением, хотя постепенно данная тенденция сглажи­вается. На 2004 г. в подчинении ЦДУМ России находились 490 приходов (в Министерстве юстиции зарегистрировано 184 при­хода и 35 мухтасибатов), а в подчинении ДУМ РБ - 300 приходов (227 зарегистрированных приходов и 20 мухтасибатов). Подобное своеобразие и неравномерное соподчинение сохраняется и в сфере религиозного образования.

Из девяти ныне действующих в Башкортостане мусульман­ских религиозных учебных заведений три находятся в ведении ДУМ РБ. Это медресе им. Марьям Султановой, медресе «Галия» (располагающееся в одном здании с медресе им. Марьям Султановой), а также медресе в г. Стерлитамак. В свою очередь, пять учебных заведений, среди которых имеется одно высшее, подотчетны ЦДУМ     России. Это Российский исламский университет при ЦЦУМ России (Уфа), медресе при мечети «Ляля-Тюльпан» (Уфа), женское медресе «Хакимия» (Уфа), медресе Фатиха в селе Туйма­зы, медресе «Нур ул-ислам» в г. Октябрьск и женское медресе в селе Кандры.

Мусульманские учебные заведения, подотчетные ДУМ РБ, имеют лишь две ступени образования: начальные курсы при мече­тях и медресе, обеспечивающие получение среднего специального образования.

Курс обучения в медресе им. Марьям Султановой при ДУМ РБ рассчитан на пять лет, и по его завершении выпускники получают специальность имама-хатыба. Медресе прошло лицен­зирование в 2007 г. В нем используется программа обучения, ре­комендованная Советом муфтиев России, и преподаются как нере­лигиозные дисциплины (информатика, башкирский язык, история, философия и арабский язык), так и религиозные: подраздел фикха -ибадат (правила культа и исполнения религиозных обязанностей), адаб (мусульманское воспитание), тафсир (толкование Корана), тажвид (правила чтения Корана), хадисы, Сира (жизнеописание Пророка Мухаммада) и кыраа (рецитация Корана).

Наиболее сильной базой медресе им. Марьям Султановой обладает в сфере преподавания арабского языка, поскольку в нем на постоянной основе работают профессиональные преподаватели из университета ал-Азхар, с которым у медресе подписано специ­альное соглашение. В настоящее время в медресе обучаются всего 18 шакирдов, при этом на 5-м курсе нет ни одного студента. Заня­тия ведут пять преподавателей, четверо из которых обучались в Египте или Бухаре (один учился как в Египте, так и в Бухаре).

Наибольшие проблемы медресе испытывает с набором ша­кирдов на дневное отделение, поскольку, по словам проректора по учебной работе Руслана Саяхова, туда идут учиться молодые люди из неблагополучных в материальном отношении семей. Для них медресе дает возможность иметь крышу над головой, бесплатно питаться и при этом получить образование. Здесь следует под­черкнуть, что в данном случае медресе берут на себя ту функцию, которую не выполняет на современном этапе государство, а имен­но - заботу о воспитании представителей социально незащищен­ной части общества.

Медресе «Галия» при ДУМ РБ осуществляет обучение ша­кирдов на вечернем и заочном отделениях. Как правило, его аби­туриентами являются действующие имамы, которых ДУМ РБ обя­зывает получить среднее религиозное образование, поскольку подавляющее большинство сельских имамов такого образования не имеют. Между тем, как заметил ректор медресе «Галия» Ильяс Мухамадеев, современные верующие требуют ответы на все новые и новые вопросы, с чем имамы, получившие религиозные знания самостоятельно, уже не справляются. В настоящее время на заоч­ном, вечернем и дистанционном отделениях медресе обучаются 74 человека. При этом многие студенты являются выходцами из Сибири, Барнаула, Свердловска и Челябинска. Работа в медресе в г. Стерлитамак строится на той же основе, а количество студен­тов дневного отделения не превышает 20-30 человек.

Несколько иная картина предстает перед исследователем при рассмотрении ситуации с учебными заведениями, подведомст­венным ЦДУМ России. Здесь система образования имеет большую преемственность и включает в себя три ступени - начальную, среднюю и высшую. Обучение в медресе среднего звена рассчита­но на два года. В случае его успешного завершения шакирдов за­числяют сразу на 3-й курс Российского исламского университета при ЦДУМ России. При сравнении с учебными заведениями, под­отчетными ДУМ РБ, здесь, прежде всего, обращает на себя внима­ние большее число учащихся.

В медресе при мечети «Ляля-Тюльпан», дающим среднее религиозное образование только в форме заочного обучения, учат­ся около 300 шакирдов. В Российском исламском университете на дневном отделении обучаются 150 студентов, а на заочном и ве­чернем отделениях - по 300 шакирдов на каждом. В 2007 г. было открыто женское медресе «Хакимия», на дневное отделение кото­рого зачислили 30 девушек. Российский исламский университет планирует открытие собственных филиалов в Оренбурге, Улья­новске, Самаре, Пензе, Ноябрьске, Алееве и в других населенных пунктах с представительными мусульманскими общинами.

В медресе, дающих среднее специальное образование, обу­чение ведется по общепринятому стандарту. При этом особое внимание уделяется изучению арабского языка, поскольку на сле­дующей ступени обучения в Российском исламском университете освоение многих предметов ведется по источникам на арабском языке («Зубдат» ал-Бухари, «Тарих» ат-Табари и др.).

В Российском исламском университете при ЦДУМ России принят за основу стандарт по теологии, включающий в себя комплекс как светских, так и религиозных дисциплин. К первым относятся политология, история, социология, психология, тюрки (старотатарский), татарский, башкирский и русский языки, ин­форматика, философия, экономика, физкультура, правоведение, этнология, математика, концепции современного естествознания, культурология и др.; ко вторым - таджвид (правила рецитации Корана), кыраат (рецитация Корана), фикх (мусульманское пра­во), усулъ ул-фикх (основы мусульманского права), хадисы, таф-сир (комментарии Корана), хутба (правила произнесения пропо­ведей), усулъ ул-хадис (основы хадисоведения), воспитание и нравственность в исламе и ряд других. На дневном отделении института готовят студентов по двум специальностям - теолог-педагог и преподаватель; на заочном проводится подготовка по специальности теолог-историк. В добавление к действующему теолого-педагогическому факультету планируется открытие факультета экономики и менеджмента. Таким образом, мы наблю­даем более быстрые темпы развития учебных заведений, подве­домственных ЦДУМ России, по сравнению с медресе, принадле­жащим ДУМ РБ.

Следует особо подчеркнуть то, что во всех ведомствах и центрах образования, в которых удалось побывать и пообщаться с их руководством, настойчиво проводится мысль о необходимости объединения усилий исламских структур и о бесперспективности противостояния двух центров управления мусульман Башкорто­стана.

Что касается материальной поддержки, оказываемой прави­тельством России системе мусульманского образования в Башкор­тостане, то она осуществляется в отношении трех учебных заведе­ний. Через светскую структуру Башкирского государственного педагогического университета государственная финансовая по­мощь поступает в медресе им. Марьям Султановой, медресе «Га-лия» и в Российский исламский университет при ЦДУМ России. Таким образом, мы можем констатировать то, что российское пра­вительство проводит взвешенную политику в отношении обеих ветвей исламского образования.

Кроме того, в рамках проекта российского правительства в области подготовки специалистов различной квалификации, уг­лубленно изучающих историю и культуру ислама, в Башкирском педагогическом университете им. Акмуллы в 2008 г. была введена специальность «Юриспруденция», и по ней началась подготовка десяти студентов. Набор на вновь открытое отделение осуществ­ляется по направлению Духовного управления мусульман Респуб­лики Башкортостан.

«Изучение преподавания ислама в Евразии», М., 2010 г., с. 110-115.

Лейла Алмазова, кандидат философских наук (Институт истории АН РТ, Казань) 

Социальные комментарии Cackle
Home