• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Самая важная наука

Время чтения: 5 мин
7073

Какая наука является в наши дни самой модной – это ильм-уль-хадис, наука хадиса. В любой мечети мира (или на любом интернет-ресурсе) можно услышать – «какой далиль на то или другое», «какой хадис на это действие», «этот хадис слабый, этот достоверный» и т.д. Зачастую этими спорами занимаются  люди, которые ничего не смыслят в шариате, не знают элементарных вещей - как правильно совершать омовение или намаз, что их нарушает и прочее, но начинают рассуждать на тему – какой иснад у такого-то хадиса, какой передатчик и т.д. Таким образом, люди отвлекаются на ту науку, в которой не разбираются и которую освоить никогда смогут.

Тем более, что для усвоения наук в Исламе нужны не только память или способности. Нужна еще богобоязненность, знания - это нур (свет) от Аллаха. Рассказывают такую историю об имаме Шафии. Он обладал прекрасной памятью и мог запомнить хадис, услышав его только один раз. Однако он рассказывал, что однажды он шел по улице и случайно увидел пятку чужой женщины (которая открылась у нее из-под одежды). После этого он жаловался, что ему теперь приходится по три раза прочитать какой-то текст, чтобы его запомнить. А это только пятка чужой женщины!

Чего мы в наше время сейчас не видим!

Мы же пару сур выучить не можем. А хадис состоит из двух частей - из иснада, где может быть по 10 передатчиков, потом идет сам текст хадиса, его учить сложнее, чем суры Корана. Коран учить легче, это одно из его чудес. Тем более, ученые по хадису уже много веков назад говорили, что мухаддисов - специалистов, которые могут определять какой сильный, какой слабый, больше нет. Чтобы это узнать, нужно смотреть книги древних ученых. Ученый Ибну Салах  в 6-7 веке по хиджре говорит, что в его дни уже нет людей, которые могут определять достоверность хадиса. А в наше время тем более таких людей нет. Врата иджтихада в этой науке давно закрыты.

В наше время как будто кто-то специально отвлекает людей на получение знаний, от которых нет пользы, и которые они не смогут освоить. Когда человек начинает учиться, он начинает с легкого, потом переходит к сложным предметам. В школе человек сначала учит арифметику, потом алгебру, а уж в институте может перейти к высшей математике. Наука хадиса – это вершина знаний. Это все равно, что первоклассник, не изучив правил арифметики, будет читать книги по высшей математике.

В каждое время есть свои науки, которые имеют самое большое значение. Во 2-3-веке по хиджре это были науки хадиса. Тогда появилось много вымышленных хадисов, ученые приложили много усилий, выработали правила определения достоверности хадисов, собрали сборники хадисов, написали к ним толкования, где было указано – какой слабый хадис, какой сильный, какой отменяющий, какой отмененный, как нужно их толковать и применять.


Однако люди увлеклись  спорами о хадисах, в то время, как самая важная наука - наука о вероучении, о единобожии (акыда или ильм ат-таухид) остается в забвении.

Мы живем в эпоху, когда нет халифата, исламского государства, когда нет правителя и ученых, которые защищали бы мусульман от заблуждений. Сейчас каждый человек должен прилагать усилия, чтобы уберечь свою веру.

В современном мире мы подвержены разным влияниям, нам пытаются внушить чуждые идеологии  – материализм,  атеизм, либерализм, коммунизм и пр. Нам пытаются внушить, что реален только этот мир,  мы должны жить только ради этой жизни, ради материального. Нам внушают любовь к запретному, через музыку, телевизор.

Акыда – это наука о вероучении, она описывает то, во что мы должны верить, какие качества присущи Аллаху, что для Него обязательно, что возможно, что допустимо, какими качествами обладают пророки и т.д.

В частности, мы должны понимать, что все в мире происходит по воле Аллаха, нет силы и мощи кроме как у Аллаха. А если посмотреть на наши убеждения, во что мы на самом деле верим? Мы считаем, что нас лечат врачи и лекарства, пропитание нам дает наша работа, наш начальник, который нам платит зарплату.

Также наука акыда изучает разные ереси и заблуждения, что мусульманин должен ответить тому или иному заблудшему. В наше время к нам может на улице или в мечети подойти какой-то заблудший и попытаться привлечь нас на свою сторону. Даже если мы их не будем слушать и уйдем, они могут внушить нам сомнения. Это очень опасно, через эти сомнения можно впасть в неверие. Чтобы не попасть в беду, нужно получать знания.

Есть хадис о том, что одно из самых страшных наказаний в будущей жизни будет тем людям , кто не следовал своим знаниям, кто не извлекал пользу из своих знаний. Не всякое знание полезно. Отчет мы будем держать не за споры из-за далилей. Нет доказательств, что каждый простой верующий обязаны знать далили на каждое действие в намазе - почему нужно руки так понимать или складывать. Такие знания - это фард уль кифая, обязанность только отдельных людей. Простые люди в этих вопросах могут просто следовать за учеными, оставив на них эти вещи, имам Абу Ханифа или имам Шафии так сказали, мы им доверяем, они были большие ученые, они лучше нашего во всем этом разбирались.

 Но знание вероучения  – это наша обязанность, обязанность каждого верующего. Почему мы верим, что Аллах есть, что Он един? Один исламский ученый рассказывает, что он читал лекции в Соединенных штатах. После лекции к нему подошел один мусульманин и спросил - неужели мы действительно можем быть уверены, что Аллах есть? У нас правда есть доводы в пользу Его существования, это не просто вера, не подкрепленная доказательствами ? Вот результат того, что мусульмане не учат акыду. Этот молодой человек - пример нашего времени, мы перестали получать знания, занялись или мирскими делами, или пустяками, второстепенными вещами – какой далиль на то или иное действие. На самом деле в таких спорах о далилях людьми движет нафс – взять верх, переспорить противника, показать себя. Но не в этих вопросах нужно проявлять принципиальность. После смерти нас не спросят – какой далиль, нас спросят - кто ваш Господь, кто ваш Пророк? В основах веры нужно проявлять принципиальность. Пророк (мир ему и благословение) говорил - «Я прибегаю к защите Аллаха от знания, которое не приносит пользу». Пусть Аллах даст нам помощь, чтобы мы получали полезные знания и следовали им.

Социальные комментарии Cackle