• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Если ты знаешь что человек не примет наставление, лучше не делать его, иначе будет фитна

Время чтения: 3 мин
5167

 

Есть история о великом вали Хатима, который был учеником тоже великого святого Шакыка аль-Бальхи. Это были праведники из числа саляфов. Этот человек как-то собрался в хадж со своими учениками. А он сам был из аджами, то есть не-арабом, жил в Средней Азии. По дороге они проходили через местность Хорасан, в частности, через город Рай. Там они остановились у одного благочестивого купца, который любил праведников, много помогал бедным.

На следующий день этот купец собрался навестить одного больного человека из своего города, который считался у них большим ученым. Хатим захотел пойти с ним, сказав, что посещение больного, тем более ученого – это тоже ибадат, богослужение. Подойдя к его дому, он увидел, что этот ученый живет в роскошном доме, где очень богатая обстановка, множество прислуги, сам этот алим лежал на большом диване, рядом с ним стоял слуга и обмахивал его веером из пальмовых листьев. И он решил испытать этого ученого. Он начал задавать ему вопросы: «откуда ты получал свои знания, кто твои учителя?» - Тот ответил, что от больших ученых. «А они у кого учились?» – «У сподвижников Пророка (мир ему)». Тогда он спросил – «а как вели себя по отношению к мирским благам сам Пророк (мир ему) и его сподвижники, и те ученые, которые довели до тебя знания?» Тот человек вынужден был признать, что все они были захидами, аскетами по отношению к мирскому, жили скромно. Тогда Хатим воскликнул:  «так и где твои знания, у кого ты берешь свои знания, это же шариат фараона, а не шариат Пророка (мир ему)!»

Вот как делали амру биль-мааруф наши праведные предки. И этот ученый принял наставление, известно, что он покаялся после этого, он не прогнал этого человека. Когда жители города услышали об этом, они рассказали Хатиму, что в городе Кизвин (тоже в Иране) живет ученый, живущий еще в большей роскоши, и попросили сделать также ему наставление. То есть, человек вышел в хадж, но ради призыва к благому он готов был потратить время! И он пришел к тому ученому и сказал ему: «я не араб, джахиль, дай мне уроки по религии. Я делаю омовение, но не знаю, правильно ли я его делаю, научи меня». Тот велел принести воды, показал ему. Хатим стал повторять за ним, но при омовении он специально помыл лицо и руки не три раза, а четыре. Тот сделал ему замечание, что так делать нельзя, это исраф, лишний расход воды. Тогда Хатим сказал – «я всего-навсего несколько лишних капель воды использовал, и ты говоришь, что это исраф. А вокруг тебя такая роскошь – это разве не исраф?»

И тому человеку стало так стыдно, что он сорок дней не выходил из дома, и видимо, он оставил свои ошибки после этого. А Хатим с учениками продолжил свой путь и, наконец, они прибыли в Медину. Увидев большой город, с большими домами, он удивился – а тогда это уже был большой город, со множеством  больших красивых домов, дворцов. И он стал спрашивать – «покажите мне дворец Пророка (мир ему)». Ему сказали, что у него не было дворца, он жил в маленькой лачуге. «А где дворцы сподвижников?»  Ему ответили, что у них тоже не было дворцов. Тогда он воскликнул:  «наверное, я оказался в городе фараона, а не в городе, где жил Пророк (мир ему)». Он указывал на то, что люди уже тогда увлеклись мирским и так он призывал людей к благому. Мы же оставили сейчас это наставление, то кто сейчас так делает, считается сумасшедшим, их ругают, гонят.

Но надо понимать, что замечания, наставления, нужно делать очень осторожно. Имам Газали говорит, что если ты знаешь что человек не примет наставление, лучше не делать его, иначе будет фитна. И мы видим, что этот праведник делал это тонко, с умом, он не стал проклинать или оскорблять этих людей, он тонкими намеками привел их к мысли, что они живут неправильно. 

Социальные комментарии Cackle