• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Абу Али аль-Ашари о правилах даавата (призыва к Исламу). Лекция была прочитана в Казани в 2010 г.

Время чтения: 4 мин
2360
 

Наша тема касается даавата, призыва к религии Аллаха. Мы отличаемся от всех других общин (других религий) тем, что мы повелеваем благое и предостерегаем от запретного. Все, что в Исламе разрешается – это благо, и мы к этому призываем, все, что запрещено – это зло для людей, и мы от  этого предостерегаем (даже если мы не понимаем смысла каких-то запретов, все равно мы верим, что в этом есть мудрость). Призыв к Исламу – это призыв к благому, Ислам учит тому, что хорошо для человека. Это и есть исламский призыв, даават.

Обычно думают, что даават – это какое-то сложное дело, для него нужны большие финансы, большие деньги или большие знания, поэтому это занятие не для простых людей. Да, если у человека нет знания, он не может выносить фетвы или отвечать на вопросы по религии. Но он тоже может что-то сделать – к примеру, купить книгу или распечатать статью по религии или размножить диск и раздать родным и друзьям – это тоже будет даават, доведение повеления Всевышнего до людей. Поэтому для даавата нет границ, и для него необязательно иметь большие средства.

Один из наших учителей, поэтому, постоянно говорит – для даавата не нужны деньги, для даавата нужны люди. Если у людей будет желание, искренние намерения, Аллах даст им тауфик (помощь, содействие), у них появятся деньги, все у них будет.  И я на своем личном опыте могу сказать то же самое: одно время я общался с людьми, которые грезили деньгами, грантами, от зарубежных фондов – искали спонсоров, какие-то арабские фонды, которые могут выделить деньги, мечтали, что они на эти средства сделают, издадут литературу и пр. Но этих средств они так и не получили, и даже те деньги, которые у них были, они не смогли использовать – никакой литературы они не издали, сайта не сделали, никого учиться не отправили. Почему – потому что вопрос изначально ставился неправильно, нужны были не деньги, а люди, которые искренне стремятся что-то сделать, донести до людей знания. Это и есть орудие даавата – искренние люди. Если они будут искренними, то для даавата не будет преград.

Эта мысль хорошо видна на примере сайта «Даруль Фикр», которым мы занимаемся, я могу с полной ответственностью сказать – никаких спонсоров у нас нет, его никто никогда не финансировал, никто из нас вообще даже рубля туда не вложил. Просто были люди, которые захотели сделать сайт, нашлись знакомые, которые хорошо разбирались в веб-технологиях, в программировании, люди сами его делают, сами его развивают, сами покупают оборудование, находят материал, переводят, пишут статьи. И нам даже в голову не приходит искать каких-то спонсоров, просить у них деньги и т.д. Наоборот, люди приходят и предлагают деньги, а мы бывает, забываем, что они нам что-то предлагали. Если есть тауфик от Аллаха, ничего больше не нужно. Работа будет идти.

А вот если у нас будет другая цель – напечатать книги, продавать их, получать прибыль, и еще потом говорить про авторские права. А ведь это бида’а, дурное новшество – в Исламе нет авторских прав. Ведь те знания, которое мы распространяем, это не наши знания, это передано нам от Аллаха через Пророка (саллаЛлаху алейхи ва саллям), и великих имамов прошлого. А те люди, которые пишут какие-то книги в наше время -  они, грубо говоря, подобны ослам, которые возят книги, они перетаскивают эти знания из книг, работ больших ученых прошлого. Мы все по сравнению с большими учеными прошлого, как ослы, нагруженные книгами – у нас нет их способностей к пониманию Корана или хадисов, наша задача – только передать их слова. Поэтому у нас нет прав говорить про эти книги или статьи, которые мы пишем, что «ты это не копируй, это мое». Так могли сказать имам Абу Ханифа или имам Шафии. Но они так не говорили, им такое и в голову не приходило. Так тем более у современных ученых нет таких прав, они не муджтахиды – они просто берут какие-то знания из старых книг и переводят их, упрощают, доводят до людей. И когда люди хотят еще на этом своем труде заработать деньги, возникают проблемы – потому что сердце человека не может смотреть сразу в две стороны, либо человек ради Аллаха что-то делает, либо он хочет получить прибыль. Именно такое отсутствие искренних намерений что-то сделать ради Аллаха является одной из причин того, что наше общество почти не изменилось с тех пор, как пал коммунистический режим и разрешили проповедовать религию. Запреты исчезли, люди стали учиться, но мы так и не видели итогов этого, плодов распространения Ислама мы почти не видим. Да, стало много халяльных кафе, построены новые мечети, но люди остались такими же, как они были. БОльшая часть населения (кроме небольших групп молодежи) так и осталась неохваченной исламским дааватом. А все почему – потому что у людей, которые занимаются дааватом,  не было искренних намерений. Есть ведь известный хадис, что «все дела оцениваются по намерению». Если целью людей будет получение прибыль, они ее получат, у них будут дорогие вещи, дорогие машины –  и это не харам, мы не говорим, что это запретно. Но вопрос в другом - они получат то, к чему они стремились - деньги, а слово Аллаха так и не будет доведено до людей. Чтобы довести слово Аллаха, нужен ихляс, искренность, и при этом нужно не искать прибыли.

Социальные комментарии Cackle