• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

В каких случаях знание может нанести вред?

Время чтения: 3 мин
5933

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

 

«И нет среди нас никого опаснее праведника,
некритично уверовавшего в то, что он прав, ибо
такие менее всего способны распознать вред,
который несут с собой в этот мир»

Джеймс Холлис

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кому Аллах желает блага, тому Он дарует понимание религии». Отсутствие понимания религии, важного и второстепенного, обязательного и желательного, запретного и нежелательного и других тонкостей религиозного знания часто вводит человека в заблуждение. Хотя он может говорить слова истины, приводить аяты и достоверные хадисы, но при этом оставаться невеждой по уровню понимания. Обладать знанием недостаточно для того, чтобы иметь понимание. Абдулла ибн Мубарака, великий имам, муджахид и знаток религии, говорил: «Если бы Аллах не позволил мне встретиться с Абу Ханифой и Суфьяном ас-Саури, я был бы среди последователей нововведений и ереси».

Отсутствие понимания религии, сопровождающееся возможностью получать знания, становится плодородной почвой для распространения религиозных смут и разногласий в обществе. Об подобных заблуждений не защищены даже имамы. Ведь не случайно в одном из достоверных хадисов говорится, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Я боюсь для своей уммы имамов, вводящих в заблуждение».

Примера Иблиса, проклятого Всевышним, нам достаточно, чтобы понимать – иметь знание не значит быть среди праведников, обладать знанием – не значит быть защищенным от гнева Аллаха и ошибки, ведущего к нему. В настоящее время многие приводят в защиту своих заблуждений и преступных действий хадисы или аяты. Читая их текст, можно подумать, что это действительно сильный довод в пользу их дел. Однако если вникать в смысл и учитывать другие противоречащие или опровергающие их взгляды аяты и хадисы, то ошибки их умов становятся очевидными. Имам Ахмад ибн Ханбал говорил: «Я не знал, что такое общий и конкретный текст, что такое отмененный и отменивший хадис, пока не встретил Шафиия» А когда ему задали вопрос о его учителе, известном собирателе хадисов, имаме Абдурразаке, он ответил: «Как мало понимания среди знатоков хадисов».

Ибн Уейна также говорил: «Хадис заблудит человека, если он не из понимающих». А Ибн Уахб, имам и ученик имам Малика, говорил: «Каждый, кто знает хадисы, но не имеет наставника в их понимании, будет среди заблудших. Если бы Аллах не спас нас Маликом и Лейсом, мы бы заблудились».

Если знание не сопряжено с пониманием реальности, условий бытия, то оно становится чем-то абстрактным, теоретическим и неприменимым к жизни. Иными словами, оно становится вредным. Потому что вместо того, чтобы служить установлению мира, благоденствия на земле и помощи людям в преодолении мирских трудностей, оно наоборот усложняет жизнь человека и общества, вносит новые трудности, несчастья, проблемы, которых не было раньше. Те, кто страдает сегодня от рук и языков «религиозных знатоков» считают причиной этого открытый доступ к религиозному знанию. Но проблема не в том, что нам открылись знания как таковые, а в том, что приобретая знания, мы не обладаем их пониманием. И как следствие – вместо того, чтобы использовать их на благо человека и общества, мы используем их на радость шайтану – на религиозные распри, разделение мусульман и вражду друг к другу. Знание – это оружие. Однако в неумелых руках оно может приносить вред, а не мир и благо.

Рассказывают, что однажды имам Амаша, известного знатока хадисов, спросили о религии. Вместо того, чтобы ответить самому, он сказал рядом сидевшему Абу Ханифе: «Ты отвечай, о Нуман». Когда же Абу Ханифа ответил, Амаш спросил, откуда он почерпал это знание. Абу Ханифа сказал: «Из того хадиса, который ты сам нам рассказывал». На что Амаш ответил: «Вы врачи, а мы аптекари».

Хадисы и аяты подобны лекарству для исцеления сердца и жизни. Однако лекарство, используемое не по назначению, причиняет больше вреда и только усугубляет болезнь. Именно для этого нужны «врачи религии» - люди, обладающие пониманием ее, и к этому должны стремиться все остальные «аптекари», обладающие знанием Сунны и Корана.

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle