• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

В чем причина самонадеянности?

Время чтения: 4 мин
4192

 

С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!

 

Верующие мусульмане, усердные в различных формах поклонения, часто сталкиваются с проблемой самонадеянности и высокомерия, растущих параллельно с увеличением духовной практики. «Мне хочется делать больше на пути религии, но как избежать при этом возникновения самонадеянности?» - это вопрос, который не раз задавали себе многие из числа старательных мусульман. Данный вопрос касается не только тех, кто запасается делами, но и тех, кто находится в поисках знания. Ведь как мы знаем, самый известный ослушник Всевышнего был одним из самых знающих...

Для того чтобы понять, как справиться с «религиозным высокомерием», нужно учесть причину его возникновения. Предполагаю, что она кроется в неискренности верующего. Если он совершил деяние не ради Аллаха, а ради других причин, тогда его дело пригодно для того, чтобы стать кирпичом в здании его большого самомнения.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести). Так, совершивший переселение (хиджру) ради Аллаха и Его Посланника, его переселение будет зачислено ради Аллаха и Его Посланника, а если переселявшийся (совершил переселение) ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, его переселение будет причислено к тому, к чему он стремился».

Мотивом религиозного усердия не всегда является богобоязненность, иногда это стремление сформировать хорошее мнение о себе, не только у других, но и у себя. И тогда получается, что стараясь под знаменем религии и внешне совершая дела благочестивых, человек не только укрепляется в положительном отношении к себе, но постепенно начинает презирать тех, кто не так старателен. А как мы знаем со слов Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Достаточно будет вреда тому человеку, который презирает своего брата в Исламе».

Возможно, что такие пагубные последствия - это одна из причин того, что многие праведники предостерегали от хорошего отношения к себе и призывали к тому, чтобы считать других лучше себя. Шейх Абдул-Кадир аль-Джилани в книге «Раскрытие сокровенного» пишет: «Так, Аллах, Свят Он и Велик, сказал Дауду, мир ему: «О Дауд, Я – ваша обязательная опора, так держитесь твердо за вашу опору. Истинное поклонение означает быт противником вашей собственной самости».

Благие дела – это своеобразное жертвоприношение, которое верующий приносит своему Создателю. Оно не будет испорчено и не принесет вреда только если будет отправлено по назначению – во имя довольства Аллаха. Если же верующий «затаит» это дело для себя (например, для показухи перед другими или хвастовства перед собой), тогда эти дела, подобно хранящемуся в непригодном месте урожаю, испортятся и станут источником неприятностей своего хозяина. Ведь скольких погубило собственное высокомерие. И сколько знающих отдалились от веры из-за собственного высокомерия.

Почему многие люди совершают хорошие дела, но от этого не становятся счастливей? Они, казалось бы, отдают (свои силы, средства, время), но взамен получают еще меньше. Потому что они совершают их не искренне ради Аллаха, а ради мирских целей, ради возвеличивания своего Я. В итоге именно это они и получают, но радость от этого, как мы знаем, ничтожна.

Благие дела в данном случае можно уподобить зерну. Чтобы получить хороший урожай, ты должен вначале расстаться с ним на время – отдать его земле. В отношении благих дел «расстаться» значит посвятить это дело Всевышнему. Сделать не ради себя, не ради других, а искренне ради Аллаха, чтобы достичь Его довольства. «Отдав» свое дело Всевышнему (при условии, что это богоугодное дело), ты через некоторое время найдешь его в виде вознаграждения и радости в сердце. Подобно добросовестному труженику, чей труд вознаграждается вдвойне. Что же происходит в противном случае? То же, что и с зерном – вы можете оставить запасы у себя, но тогда вы сможете использовать только то, что у вас есть, не надеясь на увеличение.

По тому, что выросло, можно понять, что было засеяно – если ты посадил яблоню, там не может вырасти апельсиновое дерево. Также и с делами. Если благие дела становятся причиной высокомерия и самонадеянности человека, значит, это как раз та цель, к которой стремился верующий, совершая их. Возможно, он не осознавал этого, но это не оправдывает его. Чтобы исправить положение, придется снова «выкопать» намерение и «засеять» новое, искреннее. А это самое тяжелое. Такое духовное усилие дается труднее, чем множество хороших дел, требующих физических сил. Но вместе с тем без него многие наши дела не стоят ни внимания, ни принятия.

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle