• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Путь к Богу лежит через родителей

Время чтения: 4 мин
9490

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Среди мусульман нередко встречаются те, кто стремится преуспеть в религиозных делах, усердствует в поклонении, размышлениях и получении религиозного знания. При этом они могут позволять себе повышать голос на родителей, проявлять к ним неуважение, указывать им на ошибки, упрекать, перечить им, высказывать недовольство и т.п. Другими словами, они не принимают своих родителей. Не принимают, и если спросить в чем причина, находится масса упреков и обвинений в их адрес, как бы объясняющих, что не принимать таких ужасных родителей – это даже их долг. «Как можно принять их, если у них такие недостатки?» – спрашивают некоторые из них. 

Что можно им на это ответить? Я вспоминаю слова одного из психологов-тренеров, у которого мне однажды довелось побывать. Когда один из участников, говоря о своих ожиданиях от тренинга, сказал, что хотел бы простить свою мать, она спросила: «А кто Вы такой, чтобы прощать свою мать?..» Пауза. А затем она добавила: «Прощение – это то что дается сверху вниз. А Вы всегда «внизу» родителей, Вы не можете их прощать, у Вас нет такого права. Родителей можно принять или не принять, но слово «простить» в этих отношениях неуместно». С одной стороны, прозвучало достаточно резко и неожиданно, с другой – более чем убедительно и вместе с тем я бы сказала «отрезвляюще».

Да, родителей можно принимать целиком, такими какие они есть, либо не принимать вообще. Здесь нет третьего варианта. Родителя нельзя принять частично, или принять только его хорошие стороны, а негативные отставить в сторону. Почему же мы, будучи верующими, позволяем себе возноситься над ними, считать, что мы заслужили лучших, более успешных, умных, «других» родителей? Разве мы не превозносимся над мудростью Всевышнего, даровавшего нам именно таких людей, а не других? Кто мы такие, в конце концов?

Что значит принять родителей?

Принятие – это в первую очередь поступок сердца. Видели ли вы, чтобы сын или дочь заботились о матери или отце, но при этом у них постоянно возникали разногласия, ссоры, непонимания. «Я ведь так много для него (нее) делаю, почему она меня не любит?» – возмущаются дети. Причина в том, что при всех их внешних заботах о родителях, они не принимают их сердцем, они ставят себя выше них, они считают себя лучше или недооценивают их. Внутренний разлад этих детей отражается и на их взаимоотношениях, не только с родителями, но и с другими людьми. Какие могут быть прочные отношения у детей, которые не принимают своих родителей? Если они не смогли построить внутренний сердечный союз с отцом и матерью, с самыми близкими людьми, то какие они могут строить близкие отношения с другими людьми, а тем более с Всевышним?

Поэтому часто такие дети при всем их религиозном старании впадают в заблуждение. Иные из них уходят в радикальные группировки не столько из веры, сколько из-за разлада с родителями. Не все, может быть. Но если они делают это из веры, то они наверняка должны знать хадис о человеке, который во времена Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, хотел присоединиться к джихаду, воевать на пути Аллаха? Что сказал ему Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует? Он спросил его, есть ли у него родители, или хотя бы один из них. Тот признался, что у него есть мать, которую он оставил. И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему вернуться к ней и «заработать» Рай, ухаживая за ней. В другом хадисе сказано, что у него были оба родителя, на что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вернись к ним и заставь их смеяться так же, как ты заставил их плакать».

В психологии, а именно в семейных расстановках Берта Хеллингера есть такая техника как поклон перед родителями. Сам основоположник Берт Хеллингер писал об этом: «Поклон перед родителями – это мое согласие с жизнью такой, какой я получил ее от них, по той цене, которую им пришлось заплатить за нее; это согласие с судьбой, какая мне предопределена. Такой поклон — это больше чем просто поклон родителям; он — согласие с собственной судьбой, со всеми ее шансами и границами. Поклон — это и религиозное исполнение. Склонившийся в поклоне сразу становится свободным. Перед тем как поклониться, человек может сопротивляться, упрекать родителей или предъявлять им требования. Человек, который противится, должен всегда иметь в виду: он станет именно тем, против чего он сопротивляется».

«Поклон – это и религиозное исполнение…»

В Коране Всевышний Аллах говорит: «Благодари Меня и своих родителей» (сура «Лукман», аят 14). Так можем ли мы быть полноценными верующими, благодарными Всевышнему, если мы не благодарны своим родителям. Если мы не можем склонить свое сердце, принять самых близких и важных людей, можем ли мы принять своего Создателя?..

Путь к Всевышнему – это не тот путь, который можно сократить, изменить или «перепрыгнуть» через какие-то его отрезки. И он лежит не столько во внешнем мире, сколько во внутреннем – в нашем сердце, в наших намерениях. Не случайно в одном из хадисов сказано: «Довольство Аллаха – в довольстве родителей. Гнев Аллаха – в гневе родителей». Поэтому если мы хотим приблизиться к Всевышнему, нам нужно принять своих родителей. Уважать их такими, какие они есть, молиться за них, благодарить их, не желая для себя других родителей, не представляя для себя других людей. Кто смог принять своих родителей, тот привел свое сердце в порядок, он в мире с собой и с волей Всевышнего. А значит, и в мире с Самим Создателем.

Ася Гагиева

Если вам понравилась эта статья, поделитесь ей, пожалуйста, с друзьями, сделав репост на Facebook.

Социальные комментарии Cackle