• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Оговорки – голос нафса

Время чтения: 4 мин
5450

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Иногда нафс проявляет в неблаговидных поступках и мотивах, а порой совершенно неожиданно «показывает лицо» в оговорках. В мире психологии первым подробно описал это явление З. Фрейд в книге «Психопатология обыденной жизни». Он предположил, что с виду незначительные и бессмысленные ошибочные действия служат для реализации бессознательных желаний. Фрейд подразделял ошибочные действия на четыре группы:

  1. Оговорки, описки, очитки, ослышки.
  2. Забывание (забывание имен собственных, чужих слов, своих намерений, впечатлений).
  3. Утеря и запрятывание вещей.
  4. Действия «по ошибке».

Несмотря на кажущуюся внешнюю нелепость и невинность таких действий, Фрейд считал их внешним проявлением бессознательных конфликтов и вытесненных желаний. Не все ошибочные действия можно понять сразу, но в ходе аналитической работы порой удается выяснить истинную причину того или иного «ошибочного» действия. Например, доктор В. Штекель, упомянутый в книге «Психопатология обыденной жизни», в статье «Бессознательные признания» писал: «Неприятную шутку, которую сыграли со мной мои бессознательные мысли, раскрывает следующий пример. Должен предупредить, что в качестве врача я никогда не руковожусь соображениями заработка и – что разумеется само собой – имею всегда в виду лишь интересы больного.

Я лечу больную, которая пережила тяжелую болезнь и ныне выздоравливает. Мы провели ряд тяжелых дней и ночей. Я рад, что ей лучше, рисую ей прелести предстоящего пребывания в Аббации и прибавляю: «Если в, на что я надеюсь, не скоро встанете с постели» Причина этой обмолвки, очевидно, эгоистический бессознательный мотив – желание дольше лечить эту богатую больную, желание, которое совершенно чуждо моему сознанию и которое я отверг бы с негодованием».

Другой случай, когда профессор на вступительной лекции говорит «Я не склонен говорить о заслугах моего уважаемого предшественника» вместо «Я не считаю себя способным говорить о заслугах моего уважаемого предшественника».

Фрейд считал эти оговорки не случайностью, вызванной похожестью звуков или слов, а проявлением намерения, скрытого в душе человека: «Как в грубых, так и в более тонких погрешностях речи фактором, обусловливающим возникновение ошибки и объясняющим ее, я считаю не взаимодействие приходящих в контакт звуков, а влияние мыслей, лежащих за пределами речевого намерения. Сами по себе законы, в силу которых звуки видоизменяют друг друга, не подвергаются мной сомнению; мне только кажется, что их действия недостаточно для того, чтобы нарушить правильное течение речи.

В других случаях – гораздо более значительных – к обмолвке и даже к замене задуманного слова прямой его противоположностью вынуждает самокритика, внутренний протест против собственных слов. В таких случаях с удивлением замечаешь, как измененный таким образом текст какого-либо уверения парализует его силу и ошибка в речи вскрывает неискренность сказанного. Обмолвка становится здесь мимическим орудием выражения – нередко, правда, таким орудием, которым выражаешь то, чего не хотелось сказать, которым выдаешь самого себя».

Оговорки – это голос наших скрытых и подавленных намерений. Например, когда человек вместо того чтобы сказать «Я стремлюсь к довольству Аллаха» «по ошибке» произносит «Я не стремлюсь к довольству Аллаха» или «Я стремлюсь не к довольству Аллаха». Иногда это значит, что человек действительно не стремится к милости Всевышнего, а иногда, что в его сердце соперничают два намерения – что наравне со частью, которая стремится к довольству Всевышнего, существует в его сердце и часть, побуждающая к противоположным целям.

В Коране Всевышний Аллах сказал: «Если б Мы пожелали, то показали бы их тебе, и тогда ты узнавал бы их по их приметам. Но ты непременно узнаешь их по оговоркам. Аллах знает о ваших деяниях». (сура «Мухаммад», аят 30) В одном из тафсиров к этому аяту сказано: «Лицемеры никогда не смогут скрыть своего неверия, и оно дает о себе знать в их речах и неожиданных обмолвках, а также отражается на их лицах. Язык является черпаком человеческой души и извлекает из нее таящееся в ней добро и зло. Но Аллах не нуждается в обмолвках лицемеров, ибо Он ведает об их деяниях и воздаст каждому из них за все содеянное». Также Усман бин Аффан, да будет доволен им Аллах, говорил: «Кто бы не скрывал что-то, Аллах обязательно покажет это на его лице и на оговорке языка».

Это знание об оговорках и обмолвках полезно использовать не в целях «преследования слов других», а для того, чтобы понять самого себя, какие мотивы кроятся в твоей душе, какие желания пытаются вырваться наружу. Оговорки – это знамения для верующего, по которым он может понять, в какой части его души «затаилось лицемерие» и куда еще не пал свет его веры и искренности. В хадисе Кудси говорится: «О сын Адама! Если смотришь на недостатки людей, забывая о своих недостатках, то тогда ты угождаешь шайтану и вызываешь гнев Милосердного». Поэтому, «зарядившись знанием об оговорках», не пользуйтесь им, чтоб подловить других, а направьте его на исправление собственного нрава. Думаю, работы здесь найдется каждому…

Ася Гагиева

Понравилась статья? Тогда сделайте репост в социальных сетях, поделитесь информацией с друзьями и близкими!

Социальные комментарии Cackle