О смысле жизни
Зачем любить и ненавидеть,
Растить цветы и звёзды видеть,
Зачем искать, зачем терять,
Зачем былое вспоминать?
Зачем живые все живут?
В чем смысл жизни заключён,
В чем заключён её закон?
И не дает покоя мне,
Моей усталой голове
Один мучительный вопрос:
Зачем родился я и рос?
Наверно, каждый человек в какой-то момент начинает задавать себе подобные вопросы. С психологической точки зрения это не всегда благополучные моменты, так как вопрос о смысле жизни человек чаще всего задает себе именно тогда, когда начинает его терять. Разочарование, неудача, столкновение со смертью, кризисная ситуация, состояние депрессии – частые поводы для «философских размышлений». Иное дело, когда человек активно вовлечен «в процесс жизнедеятельности» - ему некогда задумываться о «смысле», так как он реализовывает его. В подтверждение привожу слова психолога Берта Хелингера: «Вопросом о смысле жизни задается тот, кто не в ладу с собой. У того, кто в ладу с собой, такой вопрос не возникает. В конце удачного развития или созревания вопрос о смысле отпадает сам собой. Вопрос о смысле жизни неактуален, если человек гармоничен».
На пути становления личности верующего такой вопрос имеет место быть. Но к чему он ведет – это уже другое дело. Возникновение вопроса о смысле жизни для верующего – это сигнал, призывающий к более глубокому познанию истины, к примирению с жизнью и к более осознанному поклонению Всевышнему.
Язык в помощь
Для меня примечателен тот факт, что в некоторых языках (например, в английском) «смысл» и «разумность» обозначены одним и тем же словом (sense). В моем родном ингушском языке слово «смысл» делит «свою шкуру» с таким словом как «предназначение» (ма1ан). В моем понимании это не просто орфографические совпадения (омонимы), а целый синонимический ряд, в котором значение одного слова помогает глубже понять смысл другого.
Разумность, смысл и предназначение мусульманина
Наверно, вопрос о смысле жизни в Исламе – один из наиболее однозначных и доступных пониманию. Он выражен в аяте: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне. Я не хочу от них никакого удела и не хочу, чтобы они кормили Меня. Воистину, Аллах является Наделяющим уделом, Обладающим могуществом, Крепким»[1]
Пусть узко воспринимая смысл аята, не думает простой ремесленник, что в его жизни «меньше смысла», чем в жизни священнослужителя (имама). Ведь всякая деятельность, которая согласуется с нормами Ислама и направлена на пользу для общества и самого труженика – есть важный и весомый вклад в общее «дело мира».
Благодаря Мудрости и Щедрости Всевышнего перед нами открыты множество вариантов совершения блага: Коран, изучение наук, помощь братьям, дуа, дополнительные намазы, поминание Аллаха, милостыня, пост, подаяние нуждающимся, распространение «мира», салаваты Пророку, обучение полезным знаниям других, создание благоприятной атмосферы, поддержка опечаленных и потерявших надежду и множество-множество других дел, которые не обременительны и которым можно в зависимости от индивидуальных интересов посвятить большую часть жизни. Видя результаты своих трудов и вдохновляясь довольством Всевышнего, человек не может сомневаться в смысле своего существования, своей «нужности» в этом мире. Ведь Всевышний Аллах не является невнимательным – для каждой вещи и для каждого человека определены его место и «функция».