• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Месяц отказа от зла своей души...

Время чтения: 5 мин
3573

Месяц отказа от зла своей души...

Каждый год мусульмане со всего мира, различных народов и стран отмечают самый важный для них месяц в году – Рамадан. Но что делает Рамадан таким особенным? Почему мы постимся в течение этого месяца? И каковы его духовные преимущества? Ответы на все эти вопросы мы находим в традиции, заложенной более 1400 лет назад.

Всевышний Аллах говорит в Коране:

«В месяц рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны» (сура «аль Бакара», «Корова», аят 185)

Весь этот месяц по сути является «празднованием» ниспослания Корана, который описан как «руководство и милость для творящих добро» (сура «Лукман», аят 3) Отказом от еды, питья, близости мусульмане проявляют свою благодарность Всевышнему, приближаются к Нему и очищаются. Такая глубокая работа над собой, терпение, проявляемое в Рамадан, помогают верующему выравнивать свое сердце на пути истины, придерживаться прямого пути, даже когда перед ним стоят более соблазнительные и легкие варианты решений. Рамадан как бы «тренирует» душу. Возможно, поэтому после аятов о посте сразу же следует аят о близости Всевышнего к Своим рабам:

«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, - быть может, они последуют верным путем» (сура «аль Бакара», «Корова», аят 186)

Когда душа человека через пост входит в состояние благодарности и подчиненности Творцу, она признает, что жизнь дана как дар, чтобы быть использованной на благие поступки: поступки милосердия, доброты, щедрости. Фактически Коран утверждает, что естеством человека является подчинение Всевышнему и совершение праведных поступков:

«Обрати свой лик к религии, как ханифы. Таково врожденное качество, с которым Аллах сотворил людей. Творение Аллаха не подлежит изменению. Такова правая вера, но большинство людей не знают этого» (сура «ар-Рум», «Римляне», аят 30)

Поэтому в исламской традиции грех – это нечто, что противоречит духу, естеству человека, нечто вроде насилия над самим собой. Как сказано в Коране:

«То, что они расходуют в этой мирской жизни, подобно морозному (или завывающему; или огненному) ветру, который поразил ниву людей, поступивших несправедливо по отношению к себе, а затем погубил ее. Аллах не был несправедлив к ним - они сами поступали несправедливо по отношению к себе» (сура «аль Имран», «Семейство Имрана», аят 117)

И если человек упорствует в грехе, то постепенно он становится рабом своих желаний:

«Видел ли ты того, кто обожествил свою прихоть? Разве ты являешься его попечителем и хранителем?» (сура «аль Фуркан», «Различение», аят 43)

Пост таким образом служит средством освобождения души от этих оков. Отказывая себе в первичных нуждах на определенное время, человек учит себя самоконтролю и самовоспитанию. И это является основной целью поста, так как в достоверных хадисах сказано:

«Если (человек) не прекратит лгать и поступать по лжи, Аллаху не нужно будет, чтобы он отказывался от своей еды и питья» (Бухари).

«Пост является щитом, и в тот день, когда кто-нибудь из вас будет поститься, пусть избегает всего непристойного и не шумит (не скандалит, не ссорится); если же кто-нибудь станет бранить его или (попытается) завязать с ним ссору, пусть скажет (такому): «Поистине, я − человек, соблюдающий пост!» (Муслим, Бухари).

Одним из важных качеств, которое человек развивает в месяц поста, является смирение перед Творцом. Голод и жажда позволяют нам осознать, что если бы не милость Творца, то наша жизнь была бы гораздо труднее. Пост является актом смирения, потому что лживые высокомерие и надменность никогда не были признаками благочестивой души.

Пост также позволяет обеспеченным людям хотя бы на время почувствовать состояние, боль миллионов людей, для которых голод – реальность, с которой они сжились. Может быть, этот опыт побудит многих из этих людей проявить милосердие и сострадание к другим, особенно в  этот месяц – когда воздаяние за благодеяния увеличивается во много раз. Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, был самым великодушным человеком, но наибольшую щедрость он проявлял в рамадане, когда с ним встречался Джибрил. Он приходил к нему каждую ночь в рамадане, чтобы прочесть вместе с ним Коран, и тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, был более щедр на все благое, чем насланный ветер» (Бухари и Муслим).

Братские узы мусульман также крепнут в это время. Совместные ужины разговения, совместные молитвы и ежедневные встречи в мечетях укрепляют связь верующих и улучшают их отношения. Это то время, когда отношения строятся не на мирских, а на высоких интересах.

Таким образом, Рамадан – это праздник веры, божьего руководства, милости и торжества добра. А пост – это способ приближения души к Всевышнему, путь духовного роста и очищения от примесей зла. А один из хадисов, переданных Абу Хурайрой, да будет доволен им Аллах, наилучшим образом передает каких высот может достичь верующий в месяц Рамадан:

«Из всех деяний, посредством которых Мой раб приближается ко Мне, Я больше всего люблю то, что Я вменил ему в обязанность. А посредством дополнительных предписаний Мой раб продолжает приближаться ко Мне, пока Я не возлюблю его. Если же Я возлюблю его, то стану тем слухом, которым он слышит, и тем зрением, которым он видит, и той рукой, которой он хватает, и той ногой, которой он ступает. Если он попросит Меня о чём-либо, Я непременно одарю его этим; если же он станет искать у Меня защиты, Я непременно защищу его, и ничто из совершаемого Мною не заставляет Меня колебаться так, как необходимость забирать душу Моего верующего раба. Он не любит смерть, и Я не люблю доставлять ему неприятность, но ему не избежать этого» (Бухари).

Ася Гагиева

Автор: Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle