• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Как избавиться от злословия. Часть 2

Время чтения: 4 мин
5313

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Первая часть

Исцеление от злословия заключается не только в том, чтобы подавлять злое слово, готовое вырваться из уст, а в том, чтобы очистить сердце от злых мыслей. Корень злословия – в зломыслии. Поэтому необходимо начать с самого сердца, улучшать свое мнение о своих братьях. Порой мусульманин может  действительно совершить нечто порицаемое, что не может соответствовать хорошему мнению о нем. Однако проявление искренней веры заключается в том, чтобы быть к чужим недостаткам снисходительными, смотреть на чужие грехи «сквозь пальцы». Нужно верить в своих братьев как нам хотелось бы, чтобы верил в нас Всевышний. Нужно не замечать чужих недостатков так же, как нам хотелось бы, чтобы остались незамеченными и наши. Нужно быть снисходительными к ним так, как нам хотелось бы снисхождения и милости к нам самим.

Не следите за чужими недостатками

Сообщается от Абу Барзы аль-Аслями, да будет доволен им Аллах, что однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О те, которые уверовали только на словах, но не уверовали в сердцах! Не говорите за спинами мусульман и не выслеживайте их недостатки, ибо, поистине, Аллах будет неотступно следить за недостатками того, кто будет следить за недостатками своего брата (мусульманина), и покроет его позором в его собственном доме!» (Абу Дауд, Ахмад)

Избавление от злословия -  в улучшении мнения о своих братьях-мусульманах, в укреплении веры и увеличении любви к ним. Потому что именно любовь подразумевает проявление веры, милосердия и снисхождения, когда другой оступился. Если же мы будем стараться исправить только язык, не исправляя при этом сердца, то это вряд ли поможет – негативное мнение обязательно найдет выход, либо в грубом обращении, либо в плохом отношении. Поэтому нужно начинать с самого сердца, размышлять о словах Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который, обращаясь к тем, кто злословит о других, назвал их «те, которые уверовали на словах, но не уверовали в сердцах». Нам нужно отказаться от отношения к злословию, как к норме, а вместо этого отдаляться от этого так, как мы отдалились бы от поедания мертвечины наших братьев и сестер. Представьте себе эту картину во всех красках, запомните чувство тошноты и отвращения и вспоминайте о нем каждый раз, когда плохо подумаете о ком-либо.

Нам нужно помнить, что каждый человек рождается с искренней верой и чистым сердцем, и нужно почаще обращаться, вспоминая человека, именно к этой незапятнанной, светлой стороне его души, несмотря на его проступки и грехи. Допустим, человек соответствует плохим словам о нем, разве нет в нем ничего доброго, хорошего, за что его можно было бы похвалить, за что ему можно быть благодарным? Как говорил один из психологов-тренеров: «Вы можете совершать неправильные поступки и ошибки, но как личность - вы всегда «окей». И это относится ко всем людям. Мы все  – «люди ок», окруженные такими же «людьми ок».

Я хороший

В одном из южноафриканских племен есть такой обычай: когда кто-либо из племени совершает нечто плохое, вредное для него или других, то его приводят в центр села. Там его окружает все племя и в течение нескольких дней (двух или трех) каждый человек из племени перечисляет все добрые, хорошие дела, которые тот когда-либо совершил. Так продолжается до тех пор, пока провинившийся не признает «Я хороший». А если он признает свою «хорошесть», то это становится преградой для плохих поступков. Этот обычай берет начало в убежденности этого племени в том, что каждый человек приходит в мир хорошим и добрым. Они верят, что каждый из нас хочет для себя и для других только хорошего: любви, мира, безопасности. Но порой, стремясь к этому, человек может совершить ошибку, пойти не тем путем. И племя воспринимает эти ошибки как призыв к помощи, как необходимость в добром напоминании. Тогда они собираются, чтобы напомнить человеку о его позитивном начале, о его благородной сущности, о его ценности для них и о его способностях к добру. Почему бы и нам хотя бы мыслях не прибегать к такому обычаю – когда наш брат оступился, не припоминать себе все хорошее, что он сделал?..

Отказ от поклепа, выражающийся как в очищении сердца, так и в удержании языка, требует внутренних усилий, духовной трансформации и стойкости. Однако Всевышний обещает за это щедрое вознаграждение – Его любовь и довольство. В хадисе Кудси сказано: «Кто откажется от поклепа, тому достанется Моя любовь». Хотя любовь Всевышнего  - это самый дорогой подарок, который может получить верующий, неужели нам самим не было бы гораздо приятней жить среди людей, к которым мы хорошо относимся и о которых мы придерживаемся хорошего мнения, чем среди тех, кого подозреваем в лицемерии или недолюбливаем?

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle