• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Что лежит в основе нашего гнева?

Время чтения: 4 мин
4778

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Мы знаем о гневе как о порицаемом чувстве с точки зрения Ислама. Но мы мало знаем о том, как «победить» это чувство. Потому что когда гнев подавляется, то с человеком иногда происходит нечто, описанное в одной из английских поэм:

Я был разгневан на своего друга:

Я сказал ему о своем гневе, и гнев прекратился.

Я был разгневан на своего врага:

Я не сказал ему о своем гневе, и мой гнев вырос.

Наверно, лучший способ победить чувство гнева – это предупредить его. В определенной степени можно достичь того, чтобы гневаться меньше, если изменить почву, на которой этот гнев возникает.

В одном из хадисов гнев уподобляется огню. Но разве огонь возникает на пустом месте? Если гнев возник, значит, в нашей душе уже была искра, из которой и вспыхнул этот огонь. Что это может быть?

1. Убежденность в том, что ты зависишь от других

Это убеждение берет начало в детстве, когда ребенок возносит своих родителей чуть ли не на божеский уровень и потому уверен, что все хорошее и плохое, что с ним происходит, происходит по воле его родителей. Например, когда мама кормит его, он считает, что он сыт по воле мамы. Он ведь не знает, что о нем заботится Всевышний, ниспосылая ему и его семье средства на жизнь. С возрастом немногие меняют свои убеждения. На уровне ума люди, конечно, могут меняться – знать, что благодаря Всевышнему ниспосылается и зло и добро. Но в глубине души они все еще остаются зависимыми. Если раньше это была зависимость от родителей, то теперь это зависимость от начальника, родственников, общества, семьи и т.д. То есть в основе своей он все тот же маленький, беспомощный ребенок, который по-прежнему считает, что на его жизнь и состояние могут влиять другие. В детстве это действительно было так.

Но теперь, когда ты стал взрослым, ты можешь сам заботиться о себе, противостоять давлению, защищать свои границы, поддерживать самого себя и т.п. – в общем, ты растешь и вместе с этим расширяются твои возможности, теперь ты сам можешь сделать для себя все то, что делали твои родители, когда ты был мал и слаб. Если человек не усваивает этого убеждения на уровне сердца, то он подобно ребенку, все так же считает, что другие должны заботиться о нем. А если они этого не делают, то он на них гневается, стремится воздействовать на них через «они должны», контролировать их и «наказывать». Забудьте слово «должны». Если кто-то и «должен», то он должен не вам, а Всевышнему.

Так как в конце концов мы все будем давать отчет не друг другу, а Всевышнему – и тогда мы ответим, почему мы не отдали должное Его творениям согласно установленным Всевышним законам. Единственный, от кого вы на самом деле зависите – это Всевышний. В Коране сказано: «Если Аллах окажет вам поддержку, то никто не одолеет вас. Если же Он лишит вас поддержки, то кто же поможет вам вместо Него? Пусть же на Аллаха уповают верующие». (сура «Аль-Бакара», аят 160). Но у упования на Всевышнего также есть условие – уповая на Него вы сами должны делать все от вас зависящее. Делайте все для своего благополучия и уповайте на Аллаха, тогда вам не придется обвинять других в своих неудачах и гневаться на них за свои неуспехи.

2. Чувство несвободы, зажатости

Внутренние запреты на выражение гнева порой только усиливают его. Вообще слово «гнев» имеет индо-германский корень «angh», что переводится как «ограничивать». Парадоксально, но когда человек верит, что у него есть выбор, выразить гнев или нет, то ему легче справиться с ним, нежели тогда, когда он подавляет гнев «без права выбора». Так что второй способ предупредить гнев – это осознать свою свободу действий и проявлений. Как сказано в одном из хадисов: «Делайте все, что пожелаете. Вы свободны в этом мире, но не забывайте, что за все вам придется отвечать».

Человек может осознать свою свободу, когда он поймет, что фактически он независим от людей. Когда он «перенаправит» свои страхи, надежды с людей на Всевышнего, потому что на самом деле так оно и есть – никто не может нам причинить вред или добро кроме Всевышнего. Гнев, как писал юнгианский психонаналитик Джеймс Холлис, это закономерная реакция души на ее травму. А разве неправильные убеждения не травмируют душу? Разве психологическая зависимость человека от других людей вместо осознанной зависимости от Всевышнего не «ограничивает» его душу? Травмирует и ограничивает.

И мы тогда получаем склонность к гневу как закономерную реакцию на состояние нашего сердца. Гнев идет из сердца, а потому и исцеление его должно начинаться оттуда – с глубинных убеждений. Холлис считает, что гнев – «это жизненно важный индикатор, добравшись до истоков которого мы можем придти к исцелению души». А в чем же исцеление души, если не в смирении перед истиной, единобожии и следовании верному пути?

Ася Гагиева

Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост!

Социальные комментарии Cackle