• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Образованность населения – залог процветания страны

Время чтения: 6 мин
1112

более качественное образование дает более высокий индивидуальный доход

и способствует созданию социального капитала и

долгосрочному экономическому росту государств,

которые вкладываются в эту социальную сферу

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что образование является фундаментальным ресурсом как для отдельных людей, так и для общества в целом. В настоящее время в большинстве стран мира базовое образование воспринимается не только как право, но и как обязанность. Правительства, как правило, должны обеспечивать доступ к базовому образованию, в то время как граждане часто обязаны по закону получать образование до определенного базового уровня.

Однако до образования следует познакомиться с понятием базовая грамотность. Базовая грамотность является ключевым навыком и ключевым показателем уровня образованности населения. ЮНЕСКО определяет грамотность как способность одновременно читать и писать краткое, простое заявление о своей собственной жизни. Уровень грамотности определяется с помощью вопросов грамотности в ходе переписи или выборочного обследования населения, стандартизированных тестов грамотности или путем экстраполяции статистических данных о зачислении в школу и уровне образования.

В этом смысле, например, в дореволюционной России большинство населения было безграмотным, (за исключением татар, среди которых уровень грамотности (умение читать и писать на родном языке и даже владение иностранными языками, такими, как арабский, персидский, турецко-османский) был гораздо выше среднестатистического). В июле 1920 в РСФСР был принят Декрет о создании Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности, который затем стал реализовываться на всей территории СССР. По всей стране проводилась планомерная работа по наращиванию сети образовательных учреждений: сперва было введено всеобщее 4-летнее начальное образование, затем – среднее на базе 7-ми и 10-ти лет обучения, а на рубеже 70-80-х годов в СССР даже ставился вопрос о введении всеобщего высшего образования.

Современная Россия все еще сохраняет ведущие позиции в мире по уровню образования, который превосходит по этим показателям ведущие государства Запада и Востока: 99,7% в РФ (2017), против 99% (в 2003) в: США, Канаде, Франции, Германии, Бельгии; 98% в Австрии (2011), и 99% в Японии (2002), 95% Китай (2010).

Во многом этот высокий статус базируется на достижениях советского периода, когда образование, в т.ч. и высшее, было бесплатным. Однако с началом т.н. либеральных перемен Россия серьезно «просела» в сфере доступности бесплатного высшего образования для населения. Более того, в стране появились серьезные силы, которые лоббируют политику снижения образовательного уровня за счет введения платного образования уже после начальной школы. 

Это выглядит уродливо на фоне того, то все страны мира стремятся к повышению уровня образованности всего населения на бесплатной основе. А. Банников пишет по этому поводу следующее: «как и по какому праву все эти реформаторы 90-х, которые никуда не ушли, по-прежнему «оптимизируют» российское образование, фактически обнуляя его? Ведь на наших глазах происходит возвращение в дореволюционную Россию. Страшно представить, но если процессы деградации школы и вузов не будут остановлены, то скоро мы будем переписывать как грамотных тех, кто умеет читать по слогам и писать своё имя на родном языке». 

Кому и зачем нужен миф о 80% грамотных детей в царской России?

Однако вернемся к разговору о мировых тенденциях в образовательной сфере. В отличие от России, которая, при определенном внутриполитическом раскладе рискует скатиться в средневековье, в остальном мире дела идут в гору. С исторической точки зрения, за последние два столетия в мире произошло значительное расширение сферы образования. Это видно по всем количественным показателям, который приводятся в докладе под названием «Глобальное образование», подготовленном Максом Розером и Эстебаном Ортис-Оспина.

Авторы доклада пишут, что в течение последних двух столетий уровень грамотности в мире рос, главным образом за счет увеличения числа учащихся в начальных школах. В сфере среднего и высшего образования также наблюдался резкий рост, причем средний уровень образования в мире сейчас намного выше, чем сто лет назад. Несмотря на все эти глобальные улучшения, некоторые страны отстают, главным образом в странах Африки к югу от Сахары, где все еще есть страны, где уровень грамотности среди молодежи ниже 50%. А это, надо признать, напрямую касается стран с большим количеством мусульманского населения. Да что там говорить, если даже в культурной «столице» арабского мира, каковым исторически являлся Египет, уровень грамотности составлял около 74% по состоянию на 2012 год.

Как обстоит дело с образованием в других странах, которые принято считать мусульманскими?

Согласно интерактивной карте, приложенной к докладу, на передовых позициях по уровню образованности населения (90% и выше) оказались Азербайджан 99,8% (2011), Казахстан 99,7% (2009), Таджикистан 99,7% (2011), Туркменистан 99,6% (2011), Узбекистан 99,4% (2011), Киргизстан 99,2% (2009), т.е. бывшие республики СССР.

Далее следуют Катар 96,3% (2010), Иордания 95,9% (2011), Бруней 95,4% (2011), Бахрейн 94,6% (2010), Турция 94,1% (2011), Кувейт 93,9% (2008), Малайзия 93,1% (2010), Индонезия 92,8% (2011), Косово 91,9% (2007), ОАЭ 90% (2005).

80-ти процентную планку преодолели Ливан 89,6% (2007), Ливия 89,5% (2011), КСА 87,2% (2011), Оман 86,9% (2010), Иран 85% (2008), Сирия 84,1% (2011).

До 80% не дотягивают: Тунис 79,1% (2010), Ирак 78,5% (2011), Египет 73,9% (2012), Алжир 72,6% (2006), Судан 71,9% (2011).

Остальные страны т.н. мусульманского мира находятся ниже отметки 70%, причем худшие показатели демонстрируют: в Азии – Афганистан 28,1% (2000), в Африке – Мавритания 58,6% (2011). На Аравийском полуострове хуже всего дела обстоят в Йемене с его 65,3% в 2011 г., т.е. до начала гражданской войны.

Нужно учесть, что ряд арабских стран Ближнего Востока и Северной Африки, скорее всего, серьезно сдали позиции в образовательной сфере в связи с хаосом, начавшимся в 2011 году на волне т.н. Арабской весны. Это, прежде всего, Ливия, Сирия, Ирак и Йемен. Многострадальный Афганистан вообще отдельная история. Эта страна находится в состоянии перманентной внутренней войны с активным внешним вмешательством (СССР, США и контингенты стран НАТО) на протяжении уже сорока лет.

Авторы доклада сообщают, что школьное образование во всем мире, как правило, финансируется в основном за счет государственных ресурсов. Однако результаты при этом могут быть разными. Прежде всего, между странами и регионами мира наблюдается значительная неоднородность в этой позиции. Во-вторых, имеющиеся данные свидетельствуют о том, что общая политика, направленная на увеличение расходов на стандартные образовательные ресурсы, такие как число учителей, не всегда оказывается эффективной для улучшения результатов образования.

Что касается эффекта от полученного населением образования, то все большее число эмпирических исследований свидетельствует о том, что более качественное образование дает более высокий индивидуальный доход и способствует созданию социального капитала и долгосрочному экономическому росту государств, которые вкладываются в эту социальную сферу.

Иными словами, государства, не жалеющие денег на образование для населения, причем для всех социальных слоев, а не только для представителей т.н. элиты, через некоторое время осуществляют серьезный экономический рывок и выходят на передовые позиции в мире. Из таковых можно назвать, например, Японию, Южную Корею, которые во второй половине 20 века явили миру пример т.н. экономического чуда. Тот же принцип лежит в основе подъема Китая, подтягивающегося за ним Вьетнама и ряда других стран, в том числе и мусульманских, таких, как Турция, Малайзия, Индонезия.

Айдар Хайрутдинов

Социальные комментарии Cackle