• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Фильм А.Прошкина «ОРДА» или о наплевательском отношении к нашей общей истории

Время чтения: 4 мин
3590

 

 

Большое жюри 34-го Московского международного кинофестиваля признало лучшей актрисой Розу Хайруллину, сыгравшую в фильме Андрея Прошкина "Орда", а сам режиссер получил приз за лучшую режиссуру.

Пожалуй на этом и заканчивается то положительное, что можно сказать об этом фильме. Далее начинается уже привычная для обывателя откровенная «чернуха» - предвзятое, нечестное освещение Золотой Орды - этого важнейшего феномена истории Российского государства. К сожалению, уроки истории не усваиваются. Во-первых, фильм будет вновь повторять и вживлять в сознание масс губительную идею о том, что славянские племена были порабощены дикарями. Тогда вопрос: а какими тогда были сами славяне, если не смогли одолеть дикарей? Во-вторых, фильм вновь пропагандирует идею противостояния Руси и Степи, Запада и Востока, раскалывая ту общую и единую для всех ее народов основу российской государственности, благодаря которой, (в случае ее исторической реабилитации, конечно) Россия могла бы подняться колен, преодолев глубокий внутренний духовный раскол. Пока существует этот трагический раскол так и будут продолжаться бесплодные попытки российской политической элиты сделать Россию «своей» для Западла (извините, не стану исправлять предыдущую опечатку, хотя речь шла о Западе). А лидеры Запада так и будут успокоительно усыпляя бдительность страны, возводить вокруг ее границ систему наступательных вооружений, называемую ПРО, призванную парализовать ее оборонный щит в час Х. А как же иначе? Разве иной участи достойна нация, которая никак не желает признать свою  истинную историю?

Многие вопросы, которые хотелось бы задать создателям картины, в  частности, о причинах столь мерзостного описания быта величайшего государства средневековой Восточной Европы, каковою была Золотая Орда, исчезают сами собой, когда узнаешь, что картина создавалась в определенной степени по заказу церковно-научного центра «Православная энциклопедия». Похоже не обошлось и без вмешательства цензуры заказчика: «Мой гротеск в изображении и тех и других – ордынцев и русских – сильно порезали там, где дело касается русских» - говорит режиссер о своей картине. Одержимому желанием создать отвратительный образ ордынцев заказчику стоило бы помнить о том, что православие на Руси сохранилось благодаря протекторату Орды, а там, где славяне оказались вне ордынского покровительства православие было вытеснено католицизмом.

Создатели фильма отмечают, что мир Золотой Орды полностью восстановить было невозможно, мол, слишком мало источников. Думаю, авторы вообще не утруждали себя серьезным изучением массы научно-исторической литературы, которая в появилась в обороте в постсоветские годы. Хотя бы прочитали труды Льва Гумилева…. Увы, но жизнь Орды представлена как дикая оргия беззакония: «в первые пять минут после начала фильма младший брат душит старшего и становится ханом, а потом количество убийств и казней просто перестаешь считать… Тут едят мясо из дымящихся котлов, вытирают жирные пальцы об одежды соседа и без промедления идут рубить головы. Опасные люди-звери, ведомые первобытными инстинктами и никакими нравственными догмами не ограниченные. Их много, и они вот-вот поглотят белокожих голубоглазых московитов».

Но знают ли создатели картины о том, что в зимние месяцы специальные отряды ордынских воинов разъезжали по степи и разбрасывали корм для диких животных и птиц? Одного этого факта достаточно для того, чтобы раз и навсегда похоронить традиционно культивировавшийся по заказу свыше образ дикой Орды. Но перечисление малоизвестных, скорее сознательно замалчиваемых фактов о жизни Орды можно продолжить. Например, когда монголы пришли на Русь то их очень удивило полное отсутствие дорожной сети, мостов и почтовых станций.  Российская почтовая (ямская) связь – заимствована у «дикарей», равно как и многое другое.

Так что, пусть на совести авторов фильма остается выбранный ими подход к освещению темы, которая могла бы стать первым шагом к революционному прорыву в деле переосмысления российской истории, реального сплочения населяющих ее народов, и укрепления духовного могущества нашей страны. Они в очередной раз упустили шанс, который судьба предоставила им для этого великого дела. Сей фильм служит  лишь укреплению древней черной легенды, скрывающей за собой историческую правду.

И напоследок приведу цитату из работы Л.Н.Гумилева «Черная легенда»:

«О каком предубеждении идет речь? Начнем с того, что наши предки, жившие в Московском царстве XVI–XVII вв. и в Петербургской империи начала XVIII в., нисколько не сомневались в том, что их восточные соседи – татары, мордва, черемисы, остяки, тунгусы, казахи, якуты – такие же люди, как и тверичи, рязанцы, владимирцы, новгородцы и устюжане. Идея национальной исключительности была чужда русским людям, и их не шокировало, что, например, на патриаршем престоле сидел мордвин Никон, а русскими армиями руководили потомки черемисов – Шереметьев, или татар – Кутузов…

…Зачем и ради каких общих интересов русским людям необходимо было защищать немецких феодалов, ганзейских бюргеров, итальянских прелатов и французских рыцарей, которые со своей стороны наступали на Русь, либо истребляя, либо закабаляя «схизматиков греческого обряда», которых они не считали за подлинных христиан? Поистине, теория спасения Европы Русью была непонятным ослеплением, к несчастью не изжитым до сих пор…

Видимо, тогда же родилась «черная легенда», породившая много бед, связавшая в одну цепь нелюбовь и презрение европейцев к кочевникам, ненависть к людям Восточной Европы, исповедовавшим не католичество, а православие и несторианство, и воинственную враждебность к монголам и тюркам, которых отныне открыто можно было третировать вплоть до XX в. как неполноценную расу».

Социальные комментарии Cackle