• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Женщина в других цивилизациях

Время чтения: 5 мин
2932

Описывая положение индуистских женщин, компетентные источники свидетельствуют, что в Индии главным принципом было подчинение: “Днем и ночью их мужчины должны держать женщин в зависимом положении”, - говорит Ману. Право наследования осуществлялось по мужской линии, то есть наследство передавалось от мужчины к мужчине, минуя женщин.

В индуистском писании хорошую жену описывали следующим образом: “женщина, чей ум, речь и тело удерживаются в повиновении, высоко славится в этом мире, и в мире ином она будет в одном жилище со своим мужем”.

В Афинах положение женщины было не лучше, чем в Индии или Риме. “Афинские женщины всегда были неполноправными, находясь в подчинении нескольких мужчин - отца, брата или другого мужчины своего семейного клана”. Ее согласия на замужество, как правило, не требовалось, и она была обязана подчиняться желанию своих родителей и принимать от них мужа и господина, даже хотя бы он был ей чужим”.

Положение жены в древнем Риме описывалось историком так: “дитя, неполноправное и опекаемое существо, неспособное действовать и поступать по своему собственному усмотрению, лицо, постоянно находящееся под попечительством и охраной своего мужа”.

В Британской энциклопедии мы находим краткое изложение юридического статуса женщин в Римской империи: “Согласно законодательству женщина была полностью зависимой. Она выходила замуж, и ее собственность переходила во владение мужа... жена покупалась мужем и становилась его собственностью, как рабыня, только для его выгоды. Женщина не могла занимать какую-либо гражданскую или общественную должность..., не могла быть свидетелем, поручителем, опекуном, или попечителем, она не могла усыновлять детей или быть усыновленной, не могла составлять завещание или контракт”.

У скандинавских народов женщины находились под постоянным попечительством, как замужние, так и незамужние. В соответствии с Кодексом Христиана V, в конце 17-го столетия, все еще предписывалось что, если женщина вышла замуж без согласия своего попечителя, он мог на протяжении всей ее жизни распоряжаться и владеть ее имуществом.

Согласно английскому общему законодательству вся действительная собственность, которую имела жена до замужества, переходила во владение ее мужа. Он имел право на земельную ренту и на весь доход от управления имением в течение всей совместной жизни супругов. Со временем английское судовое законодательство выработало правила, запрещающие мужу передавать собственность без согласия жены, но он сохранял за собой право распоряжаться ею и получать от нее денежные доходы. Что касалось личной собственности жены, муж имел право на нее. Он мог тратить ее по собственному усмотрению. Только к концу девятнадцатого века ситуация стала меняться в лучшую сторону. На основании ряда законодательных актов, начиная с Акта о собственности замужних женщин 1870 г. с поправками 1882 и 1887 гг., замужняя женщина получила право владеть собственностью и заключать контракты наравне с незамужними женщинами, вдовами и разведенными.

Еще в девятнадцатом веке знаток древнего законодательства, сэр Генри Мейн писал: “Никакое общество, сохраняющее приверженность духу христианства, похоже, не имеет намерений вернуть замужним женщинам личную свободу, предоставленную им среднеримским законодательством”. В своем эссе Угнетение женщин Джон Стюард Милл писал: “Нам постоянно говорят, что цивилизация и христианство вернуло женщине ее обоснованные права. Между тем, жена фактически является служанкой своего мужа, а что касается юридических обязательств, то по меньшей мере, рабыней”.

Прежде, чем перейти к велениям Корана по вопросу о положении женщины, приведем некоторые предписания Библии, проливающие свет на основы неравенства женщины. По Закону Моисея, жена была обручена. Объясняя это понятие, Библейская Энциклопедия утверждает: “Обручить жену с собой - значит просто завладеть ею, купив за деньги: обрученная - это девушка, за покупку которой уплачены деньги”. С юридической точки зрения, для легализации ее замужества согласия девушки не требовалось: “Согласия девушки не требуется, и необходимость в нем нигде в Законе не указывается”. Что касается права на развод, мы читаем в Библейской энциклопедии: “Так как женщина является собственностью мужчины, его право развестись с нею разумеется само собой”. Право подать на развод имел только мужчина. По закону Моисея развод был привилегией только мужа ... “Позиция христианской церкви до недавнего времени находилась под влиянием как Закона Моисея, так и направлений мысли, доминирующих в культуре того времени”.        

В своей книге “Супружество на Востоке и на Западе” Давид и Вера Мейс писали: “Пусть никто не полагает, что наша христианская церковь свободна от таких пренебрежительных суждений. Трудно найти где-нибудь столько унизительных упоминаний женского пола, как у отцов раннего христианства”. Известный историк Леки говорит о “той неистовой ярости, которой наполнена столь значительная и гротескная часть писаний отцов церкви, где женщина представлялась вратами ада, матерью всех земных зол. Она должна была стыдиться самой мысли о том, что она женщина. Она должна была жить в постоянном покаянии за те несчастья, которые она принесла миру. Она должна была стыдиться своей одежды, потому что она напоминала о ее грехопадении. Она должна была особенно стыдиться своей красоты, как самого могущественного орудия дьявола”.

Наиболее злобным атакам подвергал женщин Тертуллиан: “Знаете ли вы, что каждая из вас - Ева? Приговор Бога вашему полу действует и сейчас, наказание за грех также должно продолжаться. Вы врата дьявола, вы открыватели запретного древа, вы первыми предали закон Божий, вы - те, что убедили мужчину, атаковать которого дьяволу не хватило храбрости. Вы так легко разрушили подобие Бога - мужчину. Из-за вашего предательства даже сын Божий должен был умереть”. Церковь не только утверждала низкое положение женщины, но и лишала ее всех имевшихся ранее юридических прав.

Женщина в Исламе

Среди тьмы, поглотившей землю, божественное откровение, разнесшееся по обширным пустыням Аравии, стало новым, благородным и всеобщим посланием человечеству: “О люди, бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души и сотворил из нее пару ей, а от них распространил много мужчин и женщин” (Коран, 4:1)

Ученый размышлявший над этим аятом, утверждает: “Полагают, что нет текста, ни древнего, ни нового, который рассматривал бы человеческую природу женщин во всех ее аспектах с такой лаконичностью, выразительностью, глубиной и свежестью, как это божественное предписание. Подчеркивая это благородство и естественность понятия, Коран утверждает: Он (Аллах) - тот, кто сотворил вас из единой души и сделал из нее супругу, чтобы успокаиваться у нее... (Коран, 7:1);

Творец небес и земли: Он создал вам из самих себя пары (Коран 42:11); Аллах дал вам из вас самих жен, и дал вам от ваших жен и детей и внуков и оделил вас благами. Так неужели же в ложь они веруют, а в милость Аллаха не веруют? (Коран, 15:72)”.

Социальные комментарии Cackle