Реклама
Женщина в Исламе / Взаимоотношения

Психолог-мусульманка: детей и родителей не выбирают

1133

В отношениях родителей и детей, дети во многом вынужденно зависимы от родителей

В отношениях родителей и детей, дети во многом вынужденно зависимы от родителей

Отношения родителей и детей одинаково важны для тех и других. Как правильно выстраивать эти отношения? Как относится к личности ребёнка – маленького или взрослого? Как добиться гармонии с собой и миром? Обо всём этом рассказывает Аиша Анастасия Корчагина, исламский психолог, тренер личностного и корпоративного развития, коуч-ментор.

Аиша, что важно понимать в родительстве?

Ответственность во взрослых отношениях делится пополам между обоими участниками. А в отношениях родителей и детей, дети во многом вынужденно зависимы от родителей, поэтому родители  полностью ответственны за своих детей до определенного возраста.

При этом родители должны очень хорошо осознавать, что последствия их отношения к ребенку, их поведение и воспитание формирует личность, которая потом может совершать ошибки и неблаговидные поступки, взяв за образец их отношение и поведение.

Разумеется, у каждого ставшего взрослым ребенка своя голова на плечах, и каждый вполне может осознавать и регулировать свое поведение, что бы родители в него ни заложили. Средств для этого в современном мире более чем предостаточно. Это помимо Веры и Божественных законов, молитв и других видов общения с Богом.

Всегда полезно и необходимо обращаться ко Всевышнему с покаянием и просьбой о помощи во всех ситуациях, в том числе и в воспитании детей. Правильное намерение в данной ситуации примерно такое: «Господи, прости, помилуй, помоги, сделай меня таким, чтобы мои дети получали пользу от моих советов».

А как быть с детскими эмоциями?

Дети эмоциональны, но они не понимают, что̒ чувствуют. Поэтому детей  и особенно подростков, надо охватить своим родительским спокойствием, пониманием, доверием, принятием и поддержкой.

Категорически вредно оценивать личность ребенка («ты такой, ты сякой»). И неважно, оценка личности хорошая или плохая.  Это одинаково вредно. Именно это и может послужить причиной  высокомерия («я лучше, я хуже»).

Высокомерие – это сравнение и оценка. Иблис оценил свое происхождение и происхождение Адама (Мир ему), сравнил и вынес решение в свою пользу. Вот он, простой механизм высокомерия. Оценили, сравнили, решили. И шайтан тут как тут.

Личность (душа, которую получает человек по велению  Всевышнего), как совокупность индивидуальных способностей и особенностей, неприкосновенна для оценочного суждения.

Будучи родителем или воспитателем, мы можем оценивать только поведение ребёнка («сделал, сказал, выучил»). Оно является результатом предшествующего опыта ребёнка, его убеждений и ценностей, которые он черпает в общении, в первую очередь, с родителями.  По детям видно, кого делают из них родители.

При этом мы вспоминаем, что выросший ребенок может осознанно корректировать все огрехи родительского воспитания, которое они в свою очередь получили от своих родителей. Да, преемственность поколений не всегда приносит только благое. Мы не выбираем себе родителей и детей. Значит, в этом есть недоступная для нашего понимания Мудрость Всевышнего.

Это я говорю на всякий случай, чтобы взрослым детям не захотелось обвинять родителей, а родителям наоборот, захотелось задуматься о том, как они относятся к своим детям,  чему учат  и какой пример показывают.

Ваш тезис об оценке личности относится и ко взрослым?

Разумеется. Взрослый – это выросший ребенок. Личность любого человека не должна оцениваться. Ни критиковать, ни хвалить личность мы не можем. Поведение – другое дело. Но и тут мусульмане осторожны, т.к. помнят об ответе за свои интерпретации чужих поступков в Судный День.

Так же личность не должна сравниваться. Сравнение – это удар по личности. Она вгоняет человека в чувство стыда и вины.

Личность упоминается в единственном случае - когда вы проявляете к человеку любовь и расположение без относительно его поступков.

Аиша, по Вашему мнению, достижима ли в жизни гармония?

Каждый шаг  - это испытание. Если нам «всё хорошо», то это испытание на благодарность Творцу, если «не всё так, как хочется», то - на терпение, активность,  благонравие и тоже на благодарность.

Те, кто нас окружает, тоже являются нашим испытанием.

Шайтан искажает реальность, некрасиво представляя нам поступки людей не такими, какие они есть. Его работа настолько ювелирна, что человек её не замечает. Человек и себя часто не замечает и не осознает свои слова и поступки. Существует по инерции.

Для нас характерно в большей степени оценивать всё с точки зрения земной жизни. Мысли об Ахирате, особенно в момент неприятных для нашего нафса ситуаций, посещают нас редко.

Нам нужно «здесь и сейчас, хорошо, красиво и приятно». И, желательно, без наших усилий. Но нам не отвертеться от испытаний.

И если мы делаем других виноватыми в том, что у нас что-то не складывается, то не извлекаем пользы из ситуации, не учимся жить, не приближаемся к довольству Всевышнего.  И,  соответственно,  не благодарим Его за дарованные испытания, не обращаемся к Нему за помощью, и тем самым приобретаем на свою голову еще больше жизненных уроков. 

Все, что с нами происходит – результат наших предыдущих действий. Будь то воздаяние за наши ошибки, просто испытание на степень Веры и доверия Всевышнему  или бонус Всевышнего, чтобы поднять наш статус к Судному Дню,  всё это - основные причины событий,  происходящих в нашей жизни.

Только Всевышнему известно, когда и для чего Он даёт нам ту или иную жизненную задачу. И в каждом испытании изначально есть гарантия тому, что испытание ровно такое, какое человек может вынести. И всегда, 24 часа в сутки, 7 дней в неделю можно обращаться ко Всевышнему. Можно и нужно!

Неприятности - дополнительный повод обратиться к Создателю. Чтобы их разрешить, в них надо искать и находить плюсы  (пусть даже незначительные). Тогда вырабатывается здоровый оптимизм. Тогда сознание бывает готовым воспринимать жизнь через призму «Всё слава Аллаху» (без разделения позитивного и негативного). В этом, наверное, и есть гармония с собой и миром.

Если мучают «а вдруг», «а если» и прочите похожие мысли, то нужно озаботиться своими взаимоотношениями с Богом. Это звоночек о недоверии Всевышнему, сомнении в Его Милости, прощении и избавлении от затруднений.

Как-то получается, что вера в Бога, как в Творца всего сущего, и доверие Ему – как будто разные вещи. С первой в целом благополучно, а со второй бывает по-разному. На это стоит обращать внимание. Шайтан не дремлет и профессионально работает.

Гузель Ибрагимова

Смотрите также:
Социальные комментарии Cackle
Home