• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Особенности мусульманской семьи (очень подробно) продолжение

Время чтения: 7 мин
8670

4. Мусульманская семья основана на взаимном уважении и любви.

Акцентируя важность сосуществования в семье, Всевышний Аллах повелевает:

«Живите с ними (с супругами) достойно, и даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, в чем Аллах заложил много добра».( Сура Ан-Ниса, 4/19.)

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Самым совершенным по вере среди мусульман является тот, у кого самая лучшая нравственность и самое лучше отношение к членам своей семьи».

Весьма примечательно свидетельство Шурайха ибн Хани. Однажды он спросил у Айши:

– Может ли женщина во время менструального цикла сидеть за одним столом со своим мужем?

Айша:

– Да! Когда у меня были месячные, Пророк (с.а.в.) приглашал меня, и мы с ним вместе обедали. Во время приема пищи он протягивал мне кость с мясом и настойчиво просил, чтобы я отведала первой. Я брала кость и, откусив немного, отдавала его обратно. Пророк (с.а.в.) начинал есть именно с того места, которое я надкусила. Когда ему хотелось чего-нибудь попить, он настойчиво просил меня, чтобы сначала отпила я. Я отпивала из чаши и протягивала ему. И на этот раз он притрагивался губами именно к тому месту, откуда я отпивала. (Насаи. Тахарат, 177)

Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) придавал большое значение усилению и укреплению любви и дружбы между благородными супругами. Следующая история, которую мы хотим привести, всегда вызывает невольную улыбку у слушателей.

Когда Абу Бакр (радыяллаху анх) подошел к дому Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) и попросил разрешения войти в дом, он услышал, как его дочь Айша разговаривает с Мухаммадом (салляллаху алейхи ва саллям) в высоком тоне. Войдя в комнату, он набросился на дочь и хотел тут же поколотить ее, говоря:

– Да как ты смеешь так разговаривать с Посланником Аллаха?

Однако Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) помешал ему это сделать, и он вышел из дома разгневанным. Обернувшись к Айше, Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал ей:

– Видишь, как я спас тебя от рук твоего отца?

Через несколько дней Абу Бакр вновь пришел к дому Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) и попросил разрешения войти в дом. Войдя в дом, он заметил, что его дочь и Мухаммад помирились. Он тут же сказал им:

– Так же, как вы вынудили меня стать посредником во время ссоры, возьмите меня и во время мира!

Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям):

– Мы принимаем тебя и включили в число своих домашних. (Абу Давуд. Адаб, 84.)

В различные периоды своей жизни Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) часто бегал наперегонки с Айшей. Сначала  Айша постоянно обгоняла его, но потом, когда она немного располнела, стал выигрывать Пророк (салляллаху алейхи ва саллям). В такие моменты он в шутку говорил своей благородной супруге:

«Это реванш за мои поражения в прошлом!»

Следующие рассказы ярко свидетельствуют о том, с какой нежностью и любовью Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) относился к остальным супругам. Он с пониманием относился к сценам ревности, которые порой проявляли некоторые его супруги и, стараясь успокоить их, проявлял терпение и упорство.

Рассказывает хазрат Анас (радыяллаху анх):

«Однажды Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) находился в покоях одной из своих супруг. Другая отправила к ним приготовленную пищу. Супруга, возле которой находился Пророк (с.а.в.), ударила по чаше и разлила пищу. Он спокойно сел и, приложив две разбитые половины чаши, стал собирать пищу и приговаривать:

«Вашу маму охватила ревность, подходите и угощайтесь!»

Присутствующие стали есть эту пищу. А Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) до тех пор продолжал держать в руке разбитые половины чаши, пока супруга, разбившая ее, не принесла другую и не отдала своей сопернице. И только после этого он бросил осколки чаши в комнате этой супруги».

5. Проявление уважения к супругам.

В Коране Всемогущий Господь повелел:

«Обходитесь с женами прекрасно!» (Сура Женщины, 4/19).

Тем самым Аллах призывает мужчин хорошо относиться к супругам и проявлять к ним большое уважение. Благодаря личному примеру Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) женщины были вознесены мусульманами на такой высокий пьедестал почета, о котором они не могли даже мечтать. Подобного отношения к женщинам до этих пор не было ни в одном обществе. Ярким подтверждением этому являются слова благородного Умара (радыяллаху анх):

«Мы, курайшиты, всегда властвовали над своими женщинами. Когда переехали в Медину, мы стали свидетелями того, что здесь было совсем наоборот: здесь женщины занимали главенствующее положение. Заметив это, наши женщины (курайшитки), стали вести себя таким же образом. Однажды я рассердился на своих жен и стал им выговаривать. Вдруг одна из них стала отвечать мне таким же сердитым тоном. Меня это сильно задело и я сделал ей замечание. В другой раз она сказала мне:

– Почему ты все время меня упрекаешь? Клянусь Аллахом, даже благородные супруги Пророка (с.а.в.) высказывают ему свое мнение и порой даже ворчат. Иногда они (супруги), обидевшись, целыми днями не разговаривают с ним.

Я тотчас направился к своей дочери Хафсе, которая являлась супругой Мухаммада (с.а.в.) и спросил у нее:

– И ты возражаешь Посланнику Аллаха? Неужели и ты ворчишь на него?

Моя дочь ответила:

– Да!

Тогда я задал ей следующий вопрос:

– Это правда, что когда вы обижаетесь на него, целый день не подходите к нему и не разговариваете с ним?

– Да! – ответила она.

Я тут же сказал ей:

– Знайте, которая из вас, супруг Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), так поступила, та совершила огромную ошибку. Какие могут быть гарантии относительно того, что из-за гнева Пророка вас не постигнет Божий гнев? Своими выходками вы можете навлечь на себя огромную беду. Смотри, ни в коем случае не возражай Пророку (салляллаху алейхи ва саллям). Желая мирских радостей, не причиняй неудобства ему! Если у тебя есть какие-либо потребности, проси их у меня. Я дам тебе все, что тебе требуется». (Муслим. Талак, 34)

Из этой истории видно, что Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) выказывал большое уважение своим супругам и всегда соблюдал их права. Столь благородное поведение Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) и его отношение к супругам послужило тому, что и другие женщины осознали свою значимость и стали бороться за свои права.

Во времена джахилии женщины не имели никаких прав и занимали низкое положение в обществе. К ним относились хуже, чем к животным. Поэтому после зарождение Ислама Мухаммад (с.а.в.) прилагал неимоверные усилия, чтобы разрушить устоявшиеся веками взгляды на женщин и дать понять людям, что женщины достойны всяческого уважения и любви. Однажды одна из его супруг, у которой были месячные, не стала дотрагиваться до молитвенного коврика, который он попросил принести ему. Он тут же сделал ей замечание: «Ведь твои руки не запачканы!» Тем самым он логически объяснил несостоятельность и ошибочность старых взглядов, когда женщины в деликатные моменты считались нечистыми и не могли дотрагиваться до чего-либо. Чтобы показать им, что подобные воззрения основаны на заблуждениях, он именно в такие дни просил их помыть ему волосы. И даже иногда, опершись на них, читал Коран.

Аналогичные поступки Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) совершал постоянно, а не время от времени, что говорит о том, что они являются выражением устоявшихся взглядов. Об этом свидетельствует следующие его привычки: 

«Пророк  каждый день, после утреннего и полуденного намазов, обходил дома каждой из своих супруг и у каждой справлялся о состоянии здоровья и о делах. Даже в день женитьбы на Зайнаб бин Джахш он не отказал своей привычке и по своему обыкновению обошел дома своих супруг. В этот день, начиная с дома Айши, он зашел в дом каждой из своих супруг и, провозгласив: «Да будет милость и благость Аллаха над вами, о Ахлю байт», справился у них об их состоянии. И каждая его супруга в ответ говорила:

«О Расулюллах! Пусть и над тобой будет милость и благость Аллаха! Вам понравилась ваша новая супруга? Да пошлет вам Господь мир и согласие!» 

При изучении семейной жизни Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) невозможно найти хоть один факт проявления деспотичности или жесткости по отношению к своим домашним. Он всегда внимательно выслушивал своих супруг и по возможности, старался оказать им посильную помощь. Пророк  не мог допустить, чтобы его супруги испытывали даже малейшие трудности, и делал все, что было в его силах, чтобы сделать им приятное. Иногда он просил своих супруг прочитать ему стихи, а иногда сам рассказывал им различные предания и истории. При этом он внимательно слушал рассказы своих жен, когда они сами изъявляли желание рассказать что-либо. Например, он с огромным удовольствием выслушал рассказ Айши о беседе одиннадцати женщин, которые собрались вместе и стали рассказывать о своих супругах. Особое внимание он обратил на рассказ об отрицательных и положительных поступках Умму Зарр и в конце сказал несколько нежных слов, чтобы приласкать свою супругу.

Социальные комментарии Cackle