Женщина в Исламе / Красота и здоровье

Медицина Пророка Мухаммада (ﷺ): ищите компетентного врача

22621

Лечение следует искать во всем наилучшем, так как по Мудрости Аллаха и совершенству Его Господства раб испытывается недугом и наделен при этом исцелением, при грешности своей наделен покаянием, его благие деяния для него - помощь.

Лечение следует искать во всем наилучшем, так как по Мудрости Аллаха и совершенству Его Господства раб испытывается недугом и наделен при этом исцелением, при грешности своей наделен покаянием, его благие деяния для него - помощь.

Упоминается в сборнике Малика, что Заид бин Аслам сказал: «Как-то, еще при Пророке  (саллаллаху алейхи ва саллям), одному человеку нанесена была рана, которая потом стала наливаться кровью. После чего было послано за двумя лекарями из Бани Анмара, которые стали его обследовать и пояснять свои действия. Пророк интересовался (сначала) тем, если сведущие в медицине. Когда у него спросили: «Разве есть в этом (медицине) толк (разница)?» - Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) отвечал: «Тот, Кто ниспосылает исцеление, есть Тот, Который ниспослал его недуг».

Отсюда следует вывод, что во всем следует искать умения более искусного и компетентного. Также как и Коран указывает на это:

يُؤتِي الْحِكْمَةَ مَن يَشَاءُ وَمَن يُؤْتَ الْحِكْمَةَ فَقَدْ أُوتِيَ خَيْراً كَثِيراً وَمَا

يَذَّكَّرُ إِلاَّ أُوْلُواْ الأَلْبَابِ

«Он мудростью дарит того, кого захочет, и тот, кому дарована она, получит всеобъемлющие блага, но осознают это те, кто обладают разуменьем». (Аль-Бакара, 269)

أَلَمْ تَرَ أَنَّ اللّٰهَ أَنزَلَ مِنَ السَّمَاءِ مَاءً فَأَخْرَجْنَا بِهِ ثَمَرَاتٍ مُّخْتَلِفاً أَلْوَانُهَا وَمِنَ الْجِبَالِ جُدَدٌ بِيضٌ وَحُمْرٌ مُّخْتَلِفٌ أَلْوَانُهَا وَغَرَابِيبُ سُودٌ وَمِنَ النَّاسِ
وَالدَّوَابِّ وَالْأَنْعَامِ مُخْتَلِفٌ أَلْوَانُهُ كَذَلِكَ إِنَّمَا يَخْشَى اللّٰهَ مِنْ عِبَادِهِ
الْعُلَمَاء إِنَّ اللّٰهَ عَزِيزٌ غَفُورٌ

«Ужель не видишь ты, как Бог вам с неба дождь (обильный) льет и им плоды растит разных цветов (и видов)? Но есть и горные дороги – белые и красные - разных тонов и красок, и скалы черные, что в цвет вороньего крыла. Так и среди людей, скота, животных встречаются различные цвета. Поистине, испытывают (благоговейный) страх перед Аллахом те, кто обладает разуменьем. Аллах, поистине, Могущ и Всепрощающ!» (Аль-Фатыр, 27-28)

Поэтому также и лечение следует искать во всем наилучшем, так как по Мудрости Аллаха и совершенству Его Господства раб испытывается недугом и наделен при этом исцелением, при грешности своей наделен покаянием, его благие деяния для него - помощь. Также как и свои естественные нужды, потребности и желания он удовлетворяет предопределенным ему дозволенным и благим.

На серьезность и важность вопроса искания первопричин и следствий в лечении и врачевании указывают и следующие слова Пророка: «Если кто-то взялся врачевать, и о его врачевании до этого ничего не известно,  тот берет (возлагает) (всю) ответственность на себя».

Профессиональная деятельность врача коренным образом отличается от таковой любого другого специалиста. Отличие это обусловлено в первую очередь тем, что врач имеет дело с больным человеком, чрезвычайная сложность которого определяется не только особенностями его социально опосредованных биологических систем, составляющих живой организм, но главным образом, многообразием его социальных связей, специфических зависимостей (в семье, коллективе, обществе и др.), которые, собственно, и формируют неповторимый психологический облик, индивидуальность человека. В отличие от здорового человека личность больного изменяется и вбирает те особенности, которые привносит в нее болезнь.
Естественно, что врач – не только специалист-медик, но и гражданин, и общественный деятель, обязанный быть всесторонне образованным не только в одной узкой специальности – медицине, но и во всех вопросах общественной жизни, которые входят в круг интересов больного.

Для максимально эффективной деятельности врач должен обогащать себя суммой знаний и нравственных привычек, значительно превосходящей аналогичные качества своих больных.

Воспитание подобной высоконравственной внутренней основы побуждений - длительный и сложный процесс. Поэтому именно такой авторитет врача имеет величайшее значение для налаживания общения с больным. Обращаясь к этому качеству врача, все классики медицины подробно раскрывали те слагаемые, которые определяют его. Это, прежде всего, глубокие знания в своей области, умение спокойно, уверенно, правильно и быстро понять больного, волнующие его проблемы, его болезнь и избрать такую тактику врачебного поведения, которая обеспечивала бы наиболее скорое и полное выздоровление пациента. Это личное обаяние врача, раскрывающее его прямоту, доброжелательность, искренность, сердечность, природную скромность, весь богатый моральный облик. Это благотворное психологическое влияние на больного – одна из величайших составляющих авторитета врача. Влияние врача на больного обеспечивается личным обаянием и его искренней заинтересованностью в судьбе больного, его умелым, тактичным и тонким обращением с ним, его неизменным стремлением встречаться с больным так часто и так много, сколько необходимо для успешного лечения.

Свойственное настоящему врачу постоянное желание, стремление помочь больному оказывается успешно достигнутым лишь при лечении больного до полного выздоровления. Речь при этом идет не только о клинической оправданности динамического, поэтапного обследования больного одним и тем же врачом, но и, что более существенно, о ведущих медико-психологических аспектах такого обследования. Один лечащий врач глубже и полнее раскрывает для себя не только особенности развития болезни, но и качества личности самого больного. Как результат, формируется единое понимание как прогноза, так и тактики лечения этого больного. Все более тесное и глубокое взаимопонимание, близкий контакт, все более крепнущая вера в своего доктора – это преимущество, которое дает постоянство лечащего врача. Вера больного в собственное выздоровление в большинстве случаев составляет добрую половину эффекта всего лечения.

Скромность врача – одно из наиболее необходимых качеств. Известный ученый-медик Абу Али Ибн-Сина, по многотомному руководству которого изучал медицину весь мир, умирая в полном сознании, скромно подвел итоги многогранной деятельности человека в короткой фразе: «Мы умираем и с собой уносим лишь одно: сознание того, что мы ничего не узнали».

Оптимизм врача в условиях постоянно растущих возможностей медицинской науки должен быть разумным, сознательным и основываться в первую очередь на глубоких знаниях и собственном фактическом опыте. Это и определяет место скромности в морали врача. Любые проявления зазнайства, нескромности, безрассудной бравады, немотивированной уверенности и поспешности в сложных клинических обстоятельствах чаще всего выступают в качестве внешних проявлений лицемерия, которое оказывается маской для сокрытия серьезных недостатков, поверхностных знаний и слабого опыта.

Правдивость врача – одно из важнейших его качеств. Одна из неизбежных особенностей его деятельности определяется, в частности, необходимостью в определенных случаях сообщать как больному, так и его родственникам свой прогноз о судьбе больного, иногда весьма печальный. Такая обязанность в случаях безнадежного прогноза течения болезни иногда у малоопытного врача порождает неумеренный оптимизм и даже несоответствующую обстоятельствам веру в успех: как будто медицина всесильна! Не всегда легко (да и не во всех обстоятельствах врач обязан) говорить правду больному. Однако из этого не следует, что ему разрешена ложь. Она недопустима в любых случаях, особенно в отношениях с больным человеком, переполненным беспокойством, волнениями, страданиями и тревожным ожиданием врачебного решения. В этих случаях, не утаивая истину, врач обязан прибегнуть к таким выводам и объяснениям, которые бы в первую очередь щадили психику больного. Он не всегда должен говорить то, что для него совершенно ясно в судьбе больного, но он не может сообщать и то, что не соответствует его профессиональным убеждениям и моральным нормам общества.

Справедливость – самая высокая добродетель врача. Она пронизывает все его поступки, действия, взгляды, суждения и становится проявлением и основой его внутренних убеждений, желаний, побуждений.

Призвание врача формируется как благородный идеал всей его жизни. Идеал его особенно прекрасен. Он состоит в возвышенном энтузиазме, безвозмездном даре здоровья и счастья страждущему от недомоганий человеку. Именно этот идеал является ведущим стимулом медицинского и духовного совершенствования врача. Глубокое убеждение в своем идеале придает силы в минуты слабости, делает возможным невозможное, подвластным лечению кажущееся неизлечимым.
Честность врача была бы односторонней и неполной, если бы она ограничивалась порядочностью в узко профессиональных действиях. Неизменным спутником честности является бескорыстность в самом широком понимании этого слова.

Самоотверженность врача проявляется во многих его действиях, ведь одна из важнейших задач его, как известно, состоит в выявлении причин болезней, знание которых создает условия для предупреждения их возникновения, а в тех случаях, когда это невозможно - для более разумного и успешного лечения больного.

Слово врача – один из чудеснейших исцелителей – при неправильном его использовании может превратиться в орудие, губящее больного. Такое специфическое значение слова для человека, и тем более - для больного человека, призывает нас к исключительно осторожному, продуманному, бережному пользованию им. Слово, как наиболее совершенное средство общения между людьми, несет в себе  не только частное, конкретное содержание, но и точно передает все сложные обстоятельства жизни в их иногда неотвратимом отношении к больному.

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Смотрите также:
Социальные комментарии Cackle
Home