Можно ли вместо суннат-намазов восполнять пропущенные ранее намазы?
15911

Восполнение пропущенных намазов

Восполнение пропущенных намазов

Обязанностью мусульманина является восполнение каждого не совершенного в нужное время обязательного намаза. Это не меняется от того, пропустил ли человек время намаза намеренно, сделал ли он это по ошибке или же проспал намаз. Другими словами, какой бы ни была причина, когда обстоятельства меняются, человек должен восполнить пропущенный намаз.

Восполнение фарз-намазов является фарзом, восполнение ваджиб-намазов является ваджибом, а восполнение суннат-намазов (речь идет только о восполнении утреннего суннат-намаза, если он будет восполнен до начала временного промежутка полуденного намаза) является суннатом. [Перевод труда Ибн Абидина, 3/119-120.].

Человек, который обязан совершать намаза, восполнив пропущенный намаз, не избавит себя от совершенного греха. Помимо этого, он должен также раскаяться за то, что не совершил намаз в нужное время.

Если человек пропустил много намазов, а их быстрому восполнению мешает забота о семье и детях и другие дела, то он может восполнять их постепенно.

Так, например, человек может каждый день работать, а потом восполнять столько намазов, сколько он успевает. Человеку следует поступать так до тех пор, пока он не восполнит все пропущенные намазы. Восполнение пропущенных намазов важнее и первостепеннее, чем совершение дополнительных намазов. Однако, здесь не идет речь о суннат-намазах, следующих до и после обязательных намазов, намазе духа, намазе тасбих и намазах, о которых говорится в хадисах. [Перевод труда Ибн Абидина, 3/127-128.].

Другими словами, неверно восполнять пропущенные намазы вместо совершения суннат-намазов, совершаемых до и после обязательных намазов, намаза тахаджуд, намаза духа и других дополнительных намазов, о которых лично сообщил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!). Для восполнения пропущенных намазов нужно выделять специальное время. Таким образом, человек не упустит награду, даваемую за совершение суннат-намазов и дополнительных намазов, о которых мы говорили выше.

Обратимся к тому, что написал по этому поводу Умар Насухи Бильмен, выразивший мнение ханафитского мазхаба по этому поводу в более понятной форме: «Восполнение пропущенных намазов важнее и первостепеннее, чем совершение дополнительных намазов. Однако, говоря так, мы не подразумеваем суннат-намазы, совершаемые вместе с обязательными намазами, причем, как те, что Пророк совершал всегда, так и те, что он совершал не каждый раз. Другими словами, оставление этих суннат-намазов ради восполнения пропущенных намазов не является наиболее предпочтительным вариантом. Напротив, первостепеннее совершать эти суннат-намазы. Такова же ситуация и с намазом духа, намазом тасбих и другими намазами, о которых говорится в хадисах.

Их совершение также является первостепенным, потому что эти суннат-намазы дополняют обязательные намазы, покрывают недочеты, допущенные при их совершении. К тому же, те суннат-намазы и дополнительные намазы, о которых мы упомянули, невозможно восполнить позже. Пропущенные же намазы уже не имеют определенного временного промежутка для их совершения, поэтому их можно восполнить позже.

Наряду с этим, оставление намаза и его совершение в другое время является грехом. Однако, оставление суннат-намазов с целью хоть как-то спастись от этих грехов не является верным. Как может человек, совершивший грех, оставив обязательный намаз, которому нужно выделить время для восполнения намаза и раскаяния пред Аллахом, оставлять благословенные суннат-намазы, которые станут средством достижения заступничества Посланника Аллаха? Не будет ли двойной ошибкой оставление не только некоторых обязательных намазов, но и суннат-намазов, стирающих ошибки, допущенные при совершении обязательных намазов, дополняющих их? Те несколько доводов против этого не являются серьезными аргументами.

Если найдутся люди, утверждающие, что не могут найти времени как для восполнения пропущенных намазов, так и для совершения дополнительных намазов, то можно считать, что их утверждение неверны. Совершенно непонятно, как люди, попусту тратящие самое ценное время, могут делать такие заявления». [Умар Насухи Бильмен, «Ильмихаль»: стр. 166, статья 299.].

Итак, если последователи ханафитского мазхаба решат восполнять пропущенные намазы, то они не должны оставлять суннат-намазы и дополнительные намазы, о которых говорится в хадисах. Представители шафиитского же мазхаба могут оставить суннат-намаз ради восполнения пропущенного намаза, однако не стоит забывать, что такое положение шафиитского мазхаба вовсе не объясняется тем, что суннат-намазы не являются важными. Согласно шафиитскому мазхабу, пропущенные намазы обязательно следует восполнять сразу, не теряя времени. Другими словами, если человек пропустил намаз, то он должен восполнить его сразу, не отвлекаясь даже на еду и питье.

С их точки зрения вопрос настолько важен, что совершение даже очень важного суннат-намаза считается ими помехой для восполнения пропущенного намаза. Однако, если какой-либо шафиит в свободное время не задумывается о восполнении пропущенного намаза, а вспоминает о нем лишь тогда, когда нужно совершить суннат-намаз, то, значит, он неправильно толкует предписания своего мазхаба.

Другими словами, последователи шафиитских взглядов должны вспоминать о пропущенных намазах не только тогда, когда приходит время совершения суннат-намазов, но всегда, когда у них есть свободное время, а также делать все, что в их силах, чтобы восполнить пропущенные намазы. Иначе говоря, человек, не использующий свободное время для восполнения пропущенных намазов, как должен поступать мусульманин с серьезным и ответственным подходом, не беспокоящийся по поводу избавления от долгов в виде пропущенных намазов, оставляющий суннат-намазы ради восполнения пропущенных намазов, должен сам решить, соответствует ли такое поведение сознанию истинно верующего человека.

В ханафитском мазхабе скорейшее восполнение пропущенных намазов тоже является обязательным. Однако, суннат-намазы не считаются помехой для скорейшего восполнения пропущенных намазов, к тому же, ошибку, совершенную оставлением обязательного намаза, не нужно удваивать, оставляя и суннат-намаз.

Islam-Today

 

Социальные комментарии Cackle
Home