• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

С чего начинается грех?

Время чтения: 5 мин
9431

Однажды к праведнику пришел человек и спросил о том, что такое богобоязненность. Вместо ответа праведник попросил представить дорогу, на которой растут колючки.

- Как бы ты прошел ее? – спросил он у посетителя.

- Я бы прошел ее, обходя колючки на ней, - ответил тот. На что праведник сказал, что колючки – это грехи, а решение обходить их – это богобоязненность.

Если придерживаться той же аналогии, то можно сказать, что и колючки и грехи имеют одинаковое воздействие – они ранят, царапают, уродуют. Один из известных мусульманских ученых справедливо сравнил грехи с ранами. И сказал, что множество ран приводит к смерти.

Возможно, одним из средств защиты послужит знание о том, как развивается грех в душе человека.

  • Возникновение мысли

Всякое дело начинается с мысли о нем. Мысли о вечном становятся началом благих дел, мысли о мирском служат основанием для дурных поступков. Потому что мирское, как определил его Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, начало всех ошибок. А вместе с тем и начало всех грехов, и начало всех несчастий. Может быть поэтому Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал даже занимать голову мыслями о мирском? По той причине, что с этих «безобидных» мыслей и начинается злые дела?

Мысль может появиться и исчезнуть. В ином случае происходит следующее…

  • «Поиск сообщников»

Греховная мысль на этом этапе как будто «примеряется» к сердцу, ища в нем подобные себе мысли или состояния, чтобы «объединиться». «Отзовется» сердце или нет, зависит от привычек, опыта человека, а также от его убеждений. Если человек до этой поры занимал себя размышлениями о мудрости запретов, о плохих последствиях грехов, о радости отказа от запрещенного Всевышним, то греховная мысль, не найдя себе «сообщников», скорее, покинет сердце. В ином случае… Переходим к следующей стадии.

  • «Переговоры»

Если человек не ответил однозначным и уверенным «нет» на вторжение греховной идеи, то она, объединившись с сомнениями человека, начнет вести переговоры с остальной частью души. Например, на собрании человеку предложили выпить вино. Если человек твердо убежден, что всякое опьяняющее вещество – харам и что-то, что опьяняет в большом количестве, запрещено и в малом, то он, конечно, сразу же отвергнет это предложение. Но если человек не тверд в убеждении, то он подвергнется мыслям «вино полезно для здоровья», «всего лишь глоток», «всего один раз», «я тут же покаюсь», «неудобно отказывать» и т.п. Греховная мысль  о том, чтобы выпить «объединиться» с его сомнениями и будет пытаться «переспорить» разумные доводы.

  • Заключение договора

Это этап равной борьбы «между добром и злом». Несколько истощенные сомнениями силы добра на этом этапе вступают в схватку с греховной идеей. Человек взвешивает «за» и «против», и та, и другая сторона предлагает свои аргументы и в конце концов принимается окончательное решение: отвержение греха или согласие с ним. Некоторые мысли этого этапа содержат в себе греховный заряд. Например, мысли подозрений, недовольство в отношении своего Создателя, своего удела, негативные мысли о братьях и сестрах по вере и т.п. В Коран сказано: «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах — Принимающий покаяния, Милосердный»[1]. Если человек «проиграет» на данном этапе, то он переходит к последней части.

  • Совершение греха

Здесь непосредственно происходит «реализация договора». То есть человек, пройдя предыдущие стадии, и внутренне согласившись с грехом, приступает к его совершению.

Один мусульманский галим кратко описал этот процесс в следующих словах: «Гони прочь пришедшую в голову скверную мысль, потому что, если ты этого не сделаешь, она превратится в страсть. Борись  с ней, потому что, если ты этого не сделаешь, она превратится в решимость и твердое намерение, и если ты не окажешь им сопротивление, то они превратятся в действие. И если ты не противопоставишь ему ничего, то оно превратится в привычку, от которой тебе будет очень трудно отказаться»

Чем чаще человек повторяет грехи, тем незаметней он проходит все стадии, описанные выше. Не видя последовательности своих суждений. Но отказаться от греха можно на любом этапе. Однако чем дольше человек откладывает, тем больше сил сопротивления он теряет. Чем позже он приходит к решению отказаться от греховной идеи, тем больше ему нужно усилий, чтобы сделать это. Как пишется в одном из толкований к аятам Священного Корана: «Не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо это является мерзостью и скверным путем»[2]: «Воистину, если человек ходит вокруг заповедной земли, то недалек тот час, когда он ступит на эту землю».

В душе каждого человека иногда взрастают колючки грехов. Но важно знать, что это не минутный процесс. Расцвет греха происходит постепенно. Он вначале будто торгуется с хозяином земли о разрешении вырасти и плодиться в этом сердце.  Но человек, как «садовник» своей души, волен делать выбор – что делать с этими колючками – вырывать их, обходить, не трогая, или позволить им наносить раны в обмен на красивые, однодневные цветы.



[1] Коран, сура «Худжурат»/«Комнаты», аят 12

[2] Коран, сура «Аль-Исра»/»Ночной перенос», аят 32

Социальные комментарии Cackle