• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Фанатизм во времена Пророка (мир ему), его виды и профилактика

Время чтения: 4 мин
7053

Некоторые виды идеологического фанатизма и чрезмерности во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:

1. Чрезмерное возвеличивание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что, иногда, выводило его за рамки пророчества и человечности.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, предостерегал свою общину от совершения тех ошибок, которые совершили прежние общины, как чрезмерное возвеличивание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или его возвышение от степени пророчества, выражая ему свою любовь. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указывал на то, что любовь его сподвижников к нему не должна привести их к тому, чтобы обожествлять его, и не должна заставить их забыть о том, что он является рабом и Посланником Аллаха. Передают со слов Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не обожествляйте меня, как обожествляют христиане Ису сына Марьям. Я всего лишь являюсь рабом Аллаха, посему говорите обо мне: “Мухаммад – раб Аллаха и Его Посланник”».

2. Чрезмерность некоторых людей приводило к тому, что они обвиняли самого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в отсутствии верности  и несправедливости.

Сообщается, что Абу Саид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, отправил к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, немного неочищенного золота. Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разделил это золото на четыре части и раздал четырем людям: Уйейне ибн Бадру, Акра‘ ибн Хабису, Зейду аль-Хайлю, а четвертую часть либо ‘Алькаме либо ‘Амиру ибн Туфайлю, один из его сподвижников сказал: “Мы более достойны получить это золото, нежели они”. Услышав это, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Неужели вы мне доверяете? А ведь мне доверяет Всевышний, ниспосылая аяты днем и ночью”. Тогда один мужчина, чьи глаза были запавшими, щеки были огромными, лоб был высоким, борода была густой, голова была побрита, а штаны были приподняты, сказал: “О Посланник Аллаха! Бойся Аллаха!”, на что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: “Горе тебе! Разве я не являюсь самым богобоязненным человеком на земле?!”. Когда же тот мужчина повернулся и стал уходить, Халид ибн аль-Валид сказал: “О Посланник Аллаха! Не отрубить бы мне его шею?”, на что он сказал: “Нет, быть может он один из тех, кто совершает намаз”. Тогда Халид сказал: “А сколько есть тех, которые совершают намаз, но вместе с этим говорят своими устами то, что нет у них в сердцах?!”, на что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Мне не приказано копаться в сердцах людей и разрывать их животы”. Затем, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взглянул на того мужчину, который уходил, и сказал: “Воистину, из потомков этого человека выйдут такие, которые будут читать книгу Аллаха настолько небрежно, что слова Аллаха не пройдут дальше их гортани, и они будут отступать от веры так быстро, как стрела вылетает из лука”. Я [то есть Абу Саид аль-Худри] слышал, что он затем добавил: “Если бы я застал их, то непременно убил бы их так, как были убиты Самудяне”». 

В этом содержательном хадисе есть много полезных уроков для нас. Чрезмерность и фанатизм этого мужчины привело его к тому, что он обвинил Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в несправедливости и отсутствии доверия к нему, в то время, как многобожники Мекки, несмотря на то, что враждовали с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, называли его правдивым и заслуживающим доверия. Также следует обратить внимание на то, как описана внешний вид того мужчины: «густая борода, бритая голова и приподнятые брюки», то есть это может указать на внешний вид тех, которые проявляют чрезмерность и фанатизм в религии.

Также следует обратить внимание на то, что сподвижники Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отвергли его слова, и даже попросили Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разрешения убить его, однако он не разрешил им, указывая на то, что, быть может, тот мужчина совершает намаз.

Это указывает на то, что с чрезмерными и фанатиками надо обходиться с добром и не проливать их кровь, напоминая им о достоинствах Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в данном хадисе также указал на то, что мы должны судить внешность людей, и не должны докапываться в их сердцах. То есть если человек совершает намаз, мы должны считать его мусульманином, и не должны докапываться до того, совершает ли он намаз от чистого сердца и с искренностью, или нет.

Ибрахим Салях Худхуд – Член комитета исламских исследований, ректор университета Аль-Азхар

Социальные комментарии Cackle