• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

В Судный день переложить ответственность на шайтана не удастся

Время чтения: 3 мин
13618

Когда дело свершится, сатана скажет: «Воистину, обещание Аллаха было правдиво, а я обещал вам, но не сдержал данного вам слова. У меня не было над вами никакой власти. Я звал вас, и вы послушались меня. Посему не порицайте меня, а порицайте самих себя. Я не могу помочь вам, а вы не можете помочь мне. Я не причастен к тому, что ранее вы поклонялись мне». Воистину, беззаконникам уготованы мучительные страдания». (Сура «Ибрахим», аят 22)

После того, как мы прослушали весьма поучительный диалог, который состоится между превозносившимися лидерами общества, которые не обращали никакого внимания посланиям Аллаха, и слепо следовавшими за ними слабохарактерными людьми, теперь перед нами предстает новая, не менее поучительная сцена. На этой захватывающей картине мы наблюдаем, как поведет себя сатана после того, когда станет окончательно известно, кто попал в какую обитель, и что он скажет тем, кто заслужил пребывание в Аду.

Из этого выступления сатаны, который на самом деле не отрицает Аллаха и признается, что, пребывая на земле, он всегда говорил людям неправду, нужно сделать следующий вывод: власть сатаны прямо пропорциональна нашей слабости. В этой сцене из ахирата наш великий Господь передает нам слова сатаны о том, что у него нет никакой власти над людьми и он не в силах заставить их что-либо сделать. И это известие передано устами самого шайтана, чтобы оно укоренилось в нашем сознании.

Данный аят прежде всего ставит целью привить нам чувство личной ответственности. Ведь если у шайтана нет силы принуждать нас к каким-то поступкам, то нам ничего не остается, кроме как самим отвечать за наши ошибки. Сатана пользуется нашими слабостями и отрицательными наклонностями и приукрашивает нам всё то мерзкое, что запретил Аллах, придает всему плохому мнимую красоту. Так он подталкивает нас к тому, чтобы наши дурные наклонности превратились в греховные поступки. Это означает, что говоря в ахирате «не порицайте меня, а порицайте самих себя», сатана впервые скажет правду.

Поэтому, если мы столкнёмся с таким исходом, которого никак не ожидали, то у нас не будет права обвинять во всём шайтана или его друзей, помогающих ему исполнять его функции. Ибо мы придем к такому печальному исходу из-за собственных предпочтений и сделанного нами по своей воле выбора. В другом аяте эта истина передается опять-таки устами самого шайтана:
«Господь наш! Я не сбивал его с пути. Он сам находился в глубоком заблуждении». (Сура «Каф», 50:27).

Всё, что делает сатана, состоит из одних наущений. Он может нам только внушать сделать что-то плохое. Сверх этого он ничего не может сделать. Окончательное решение принимаем мы по своей свободной воле. Однако сатана будет продолжать в любом удобном случае ковыряться в нашем мозгу. И если мы хоть немного поддадимся, покажем слабину, он немедленно приступит к действиям. В хадисе Посланника Аллаха сказано: «Поистине, шайтан перемещается по человеку с током крови, и я боюсь, что он подбросит дурное в ваши сердца». (Бухари, “Итикаф”, 8). Здесь как нельзя лучше выражена главная функция сатаны.

Здесь будет уместно привести высказывание известного комментатора Корана Фахретдина ар-Рази, в котором он раскрывает зависимость шайтана от нашего нафса. Этот великий муфассир говорит следующее: «Этот аят ясно показывает, что настоящий шайтан – это нафс. Ибо шайтан открыто говорит, что он только внушает плохое. Если бы в человеческом нафсе не было наклонности к вожделению, гневу, заблуждениям и пустякам, то эти наущения шайтана не возымели бы никакого воздействия». (Рази, “Тафсиру'ль-Кур'ани'ль-Азим”, XIX, 111).

Следовательно, насколько слаба наша воля, настолько сильнее воздействует на нас сатана. По мере того, как мы будем демонстрировать нашу решимость действовать в соответствии с теми принципами, которые установил для нас наш Господь, и быть верными указаниям Его посланников, окажутся безрезультатными планы шайтана и его друзей повести нас по ложному пути, будут тщетными все их козни и коварные старания.

Чтобы нам в ахирате не встретиться лицом к лицу с сатаной, нужно на этом свете строже контролировать свой нафс. В противном случае, в тот день, когда окажутся напрасными запоздалые раскаяния, нам не смогут помочь ни сам сатана, ни его друзья и приспешники.

Islam-Today

Пожалуйста, сделайте репост этой записи на Facebook!

Социальные комментарии Cackle