Вероучение / Поклонение

Шарфик вместо хиджаба: допустимо ли вместо хиджаба покрывать лишь одну десятую часть головы?

37852
2

Вопрос:

Известно, что есть хадис, где сказано (примерный смысл), что во время перед концом света достаточно будет соблюдать одну десятую часть религии, чтобы попасть в рай (потому что в это время будет трудно соблюдать религию целиком). Опираясь на эти слова, один известный российский религиозный лидер недавно сказал, что, поскольку женщинам в России трудно носить хиджаб, они могут взять маленький шарф и покрыть им только одну десятую часть головы, и этого будет достаточно. Допустимо ли такое толкование данного хадиса?

Ответ:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Уважаемый брат, хадис, упомянутый в вашем вопросе, находится в известном сборнике хадиса имама Тирмизи (рахимахуллах), известный как Суннан Тирмизи или Джамиу-т-Тирмизи. Этот хадис передается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), он сообщает, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

إنكم في زمان من ترك منكم عشر ما أمر به هلك ثم يأتي زمان من عمل منهم بعشر ما أمر به نجا

Поистине вы (мои сподвижники) живете в благословенную эпоху. Если кто-то (в это время) оставит соблюдение хотя бы одной десятой части из заповедей Ислама, тот погибнет. Но позже, придет такое время, когда человек, соблюдающий хотя бы одну десятую часть из предписаний Ислама, будет спасен (и войдет в рай). (Тирмизи, хадис №2267)

Вышеупомянутый хадис говорит о том, что эпоха сподвижников была золотым временем, когда законы Ислама безраздельно господствовали на земле, и не было никаких ограничений или преследований со стороны какого-либо притеснителя или тирана. Было легко соблюдать религию, и поэтому не было никакого оправдания для оставления любого из аспектов религии, обязательного или касающегося сунны. Таким образом, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал о соблюдающем Ислам в такое время, что ему не будет оправдания, даже если он оставит соблюдение хотя бы одной десятой части религии.

Комментаторы данного хадиса, такие, как имам Мунави и алляма Мубаракфури, говорят, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) здесь обращается к действиям, касающимся повеления благого и отстранения от запретного (амру биль ма’аруф ва нахью аниль мункар). Мулла Али Кари и алляма Тиби считают, что здесь имеются в виду прежде всего действия, относящиеся к суннатам (желательным действиям). Здесь не имеются в виду обязательные действия (фард), такие как совершение намаза, ношение хиджаба и т.п., поскольку очевидно, что соблюдение этого нельзя оставлять ни в коем случае.

(ما أمر به) أي: من الأمر بالمعروف والنهي عن المنكر، إذ لا يجوز صرف هذا القول إلى عموم المأمورات لأنه عرف أن مسلما لا يعذر فيما يهمل من الفرض الذي تعلق بخاصة نفسه. هكذا قاله الشراح. قال الطيبي: ولعل هذا غير مناسب لباب التمسك بالكتاب والسنة، وفيه بحث لأن الأمر بالمعروف لا يعرف إلا منهما، ثم قال: بل لو حمل على ما مر في الحديث السابق، وهو من عمل في سنة على ما بيناه كان أنسب ويدخل فيه الأمر بالمعروف والنهي عن المنكر بالطريق الأولى  (هلك) : لأن الدين عزيز والحق ظاهر، وفي أنصاره كثرة فالترك يكون تقصيرا منكم فلا يعذر أحد منكم في التهاون (ثم يأتي زمان) : يضعف فيه الإسلام ويكثر الظلمة والفساق وقل أنصاره، فيعذر المسلمون في الترك إذ ذاك لعدم القدرة لا للتقصير (من عمل منهم بعشر ما أمر به نجا) : لانتفاء تلك المعاني المذكور

Далее в хадисе говорится, что наступит другое время, когда соблюдающие религию будут подвергаться преследованиям из-за несправедливых правителей и распространившихся пороков. Это относится не только ко времени, близкому к Судному дню. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) предсказывал, что наша умма будет оказываться перед трудностями в разное время и в разных местах, и в одном месте соблюдение Ислама будет более трудным, чем в другом. В этих трудных ситуациях соблюдение хотя бы одной десятой части Сунны или выполнение хотя бы одной части амру биль мааруф будет достаточно для человека, чтобы войти в рай (см. Миркатуль Мафатих, том 1, стр. 264, Файзуль Кадыр, том 2, стр. 556, Тухфатуль Ахвази, том 6,стр. 450).

Как упоминалось выше, это не относится к соблюдению фарда (обязательных вещей), в этом вопросе нельзя идти на компромисс. Известно, что хиджаб – это фард, таким образом, уступка, упомянутая в хадисе, не может относиться к хиджабу.

Интерпретация данного хадиса, упомянутая в вашем вопросе, очевидно неправильная и противоречит объяснениям признанных ученых по хадису. Мне неприятно это говорить, но честно говоря, я вижу в такой интерпретации хадиса насмешку над религией и предписаниями Корана и Сунны. Хиджаб – это фард, и оно требует, чтобы все волосы на голове женщины были закрыты.

Насколько мне известно, в России нет никакого запрета на ношение хиджаба. Государство признает право женщин на ношение хиджаба, и мусульманки должны ценить эту ситуацию и использовать ее в своих интересах. Пока нет никакого запрета на хиджаб, и нет никакой опасности для жизни, ничто не оправдывает отказ от хиджаба или абсурдное предложение покрытия одной десятой части головы.

Да, если есть угроза жизни, предписания для этой ситуации будут отличаться, и тогда мы будем анализировать ситуацию и выносить соответствующие решения и давать подходящие советы.

А Аллах знает лучше.

Вассалям.

Оригинал ответа

Муфтий Сухайл Тармахомед

Джамиат уль-Улама, Дар уль-Ифта

Смотрите также:
Социальные комментарии Cackle
Home