• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

3 степени выражения благодарности Аллаху

Время чтения: 2 мин
10920

«Он – Тот, Кто создал вас и наделил вас слухом, зрением и сердцами. Как же мала ваша благодарность!» (Коран, 67: 23).

Одним из качеств верующего человека является благодарность Всевышнему Аллаху за то, чем он даровал, за блага и за любой исход. Аллах наделил нам множеством благословений, и если мы не хотим их лишиться, и обрести его довольство мы должны выражать постоянную благодарность Своему Создателю. Ведь Он – дарующий, все исходит только от Него. Неблагодарный человек не осознал истинного Своего положения и предназначения и лишен милости Всевышнего.

Верующий же постиг этой истины, и благодарен Аллаху, за то, что Он ниспослал. Он благодарен за волю Своего Создателя. В Коране благодарность идет наряду с верой, ведь только искренний верующий может принимать и благодарит Всевышнего даже за не всегда благой исход.  В Коране сказано: «Разве станет Аллах наказывать вас, если вы будете благодарны и уверуете? Ведь Аллах вознаграждает благодарных и знает то, что они делают» (4:147).

Положение благодарного раба особенно в обоих мирах, в этом мире, проявляя благодарность, он обретает довольство свое и Аллаха, мир и покой, увеличение удела, а в мире вечном – Рай. Рай – награда благодарных.

«В Судный день будет провозглашено: «Встаньте те, кто благодарил Аллаха в любом положении», и встанет тогда группа людей, и для них будет развернуто знамя, и под ним они войдут в Рай».

Существует три степени благодарности: благодарность сердца, языка и тела.

Шукр сердца (кальб). Благодарность сердца заключается в осознании и убеждении, что все исходит от Аллаха и только Он достоин высшей хвалы и благодарности. Без благодарности сердца невозможны другие степени благодарности, поскольку не имеет значения то, что не имеет душу. Только искренняя вера создает благодарность в душе, которая в свою очередь вызывает смирение и покорность, принятие воли Аллаха и довольство.

Шукр языка (лисан). Благодарность языка заключается в выражении благодарности Аллаху посредством дуа, поминания Аллаха, и восхваления Всевышнего. Благодарность языка заключается в благой речи и в том, чтобы ценить дар речи, дарованный Аллахом и использовать его во благо. Язык Благодарного раба не высыхает от выражения благодарности Своему Творцу, поскольку без этого, он осознает, что терпит лишения и ничтожен из милости Аллаха. Кроме того, благодарность языка Всевышнему заключается и в благодарности людям, Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Тот, кто не благодарит людей за дарованные блага, не благодарит и Всевышнего Аллаха».

В хадисе сказано: «Кто скажет утром следующие слова, тот исполнит свою благодарность за этот день: «О Аллах! Любое благо, которое снизошло на меня или на любое из Твоих творений, нисходит только от Тебя одного, нет у Тебя совладельцев и партнёров, только Тебе посвящается хвала и только Тебе воздается благодарность».

Шукр тела (джаварих). Вся жизнь верующего – поклонение, душой, словами, каждой частью тела, дарованной Создателем. Направление своего тела на благое, использование частей тела на совершении благих поступков, избежание греховного – ест благодарность тела. Благодарность тела – это благодарность в действии.

Сайда Хайат

Социальные комментарии Cackle